Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".

Рабочая программа старшей-подготовительной группы

 

 

 

 

Содержание Рабочей программы

1. Целевой раздел программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Принципы и подходы к формированию РП

5

1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

6

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

10

2. Содержательный раздел

14

2.1.Игра как особое пространство развития ребенка

14

2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

15

2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»

18

2.4. Образовательная область «Речевое развитие»

21

2.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

23

2.6. Образовательная область «Физическое развитие»

27

2.7. Описание вариативных форм, способов, методов и средств  реализации программы

29

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

 

Технологии  проектной деятельности

 

Технологии исследовательской деятельности

 

2.7.1.Региональный компонент содержания дошкольного образования в группе

37

2.8. Взаимодействие с семьями обучающихся

 

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

40

3. Организационный раздел

43

3.1. Материально – техническое обеспечение программы.

43

3.2. Методические материалы, средства образовательной деятельности

дошкольников.

43

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

 

3.5. Организация жизнедеятельности в группах.

45

3.6. Режим дня (холодный и тёплый период).

49

3.7. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

50

3.8. Взаимодействие Учреждения с социумом

68

3.8.1. Характер взаимодействия детей со взрослыми

 

3.8.2. Характер взаимодействия детей с другими детьми

 

3.8.3. Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе.

68

Приложение

 

 

1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее РП) старшей разновозрастной группы разработана в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

3. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

4. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

5. Уставом МОУ «Штанигуртская НШ»;

6. Основной образовательной программой дошкольного образования МОУ «Штанигуртская НШ».

7. Положением о рабочей программе.

Рабочая программа разработана с учетом:

1. Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

2. Парциальной авторской программы «Математика в детском саду» В.П.Новиковой.

3. Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

4. Парциальной программы работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич. 

5. «Ошмес син: Удмурт нылпи садъёсын ужан программа».

6. «Зеч-а, бур-а удмурт кыл» разработанной на основе авторской программы Н.П.Боталовой и А.Н.Журавлёвой для детей, незнающих удмуртский язык. (Программа. «Удмурт кылэз тодисьтэм пиналъёсты удмурт кыллы дышетон программа». - Ижевск, «Удмуртия», 2010.)

Ведущие цели РП – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в РП уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у обучающихся таких качеств, как:

· патриотизм;

· активная жизненная позиция;

· творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

· уважение к традиционным ценностям;

Данные цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей РП первостепенное значение имеют:

· забота о здоровье, эмоциональном благополучии и современном всестороннем развитии каждого ребенка;

· создании в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательной деятельности;

· творческая организация образовательной деятельности;

· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

· уважительное отношение к результатам детского творчества;

· единство подходов к воспитанию детей в условиях Учреждения и семьи;

· соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Задачи

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

· обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

· создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

·  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

·  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

·  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2.Принципы и подходы к формированию РП

В РП на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

РП построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. В РП отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

В РП комплексно представлены все основные содержательные линии образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Рабочая программа учитывает следующие принципы:

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Структурной характеристикой РП является принцип подачи материала – содержание образовательной деятельности излагается по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели, задачи и содержание образовательной деятельности.

РП направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе; воспитание уважения к традиционным ценностям, патриотических чувств.

РП подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями обучающихся.

1.3.Значимые для разработки и реализации  рабочей программы характеристики.

Программа формируется с учетом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности обучающихся, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Штанигуртская начальная школа» (далее Учреждение), располагается  по адресу: УР, Глазовский район, деревня Штанигурт, улица Глазовская 5.

Режим работы Учреждения: понедельник - пятница с 7.00 до 18.00. Выходные дни – суббота и воскресенье. Учреждение функционирует в режиме 11-часового пребывания.

В Учреждении имеется:

- 4 группы;

-  спортивно-музыкальный зал;

-  кабинет директора и методический кабинет;

-  медицинский кабинет;

-  пищеблок;

- постирочная;

-прогулочные площадки на 4 группы, оснащенные современным игровым оборудованием.

Разновозрастная группа «Рыбки» (старшая - подготовительная группа) расположена на втором этаже Учреждения. В группе имеется приемная группы, групповое помещение, спальня, буфет и туалетная комната.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в игровой, занимательной для детей форме, отвечающей возрастным особенностям детей старшей-подготовительной группы.

Образовательная деятельность, кроме физкультурных и музыкальных занятий ведётся в групповой комнате.

При подгрупповом способе проведения непосредственно образовательной деятельности в приёмной, для второй подгруппы детей, помощником воспитателя создаются условия для самостоятельной деятельности детей (игровой, занимательной, познавательной).

1.3.1.Климатические условия.

Природно-климатические условия региона сложны и многообразны. Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Процесс обучения в Учреждении является непрерывным, но тем не менее, график образовательной деятельности составляется с выделением двух периодов:

1) Холодный период – образовательный (сентябрь - май), составляется определенный режим дня и осуществляется планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы;

2) Летний (теплый) период – оздоровительный (июнь - август), составляется определенный режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно-досуговая деятельность.

Климатические условия Удмуртии имеют особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательную деятельность Учреждения включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.

При планировании образовательной деятельности вносятся коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные условия Удмуртии для детей организовываются спортивные игры и упражнения на открытом воздухе.

Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН и режимом дня. Организуются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется Учреждением в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

1.3.2. Географические особенности.

МОУ «Штанигуртская НШ» расположена в центре деревни Штанигурт Глазовского района, в 3 км от г. Глазов. По близости находятся такие социальные объекты, как:

  Культурно-досуговый центр «Искра», где расположены:

- начальная школа

- МУК «Глазовская районная центральная библиотека»

- сельская администрация МО «Штанигуртское»

  Сельский ФАП

  Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны

В связи с этим особое внимание уделяется планированию в образовательном процессе организаций экскурсий с детьми, которые способствуют социализации.

1.3.3. Национально-культурные.

I - II младшая группа состоит из детей славянской национальности.

Обучение и воспитание детей группы осуществляется на русском языке.

17 детей проживает в условиях деревни (Штанигурт, Полынга, Колевай), 1ребёнок в условия города (г.Глазов).

Реализация регионального компонента осуществляется в течение всего дня в группе. Компоненты нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины д. Штанигурт, Глазовского района, Удмуртской республики включаются во все виды деятельности.

Региональный компонент предусматривает:

- построение образовательной деятельности на местном (национальном) материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле;

- приобщение детей к национально-культурному наследию: народным художественным промыслам, национально - культурным традициям;

- знакомство с образцами народного фольклора, произведениями местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

При построении развивающей предметно-пространственной среды учитывались национально-культурные условия, региональный компонент. В группе организован центр краеведения «Мой край» и островки безопасности, в оформлении группы есть предметы народных промыслов, народные инструменты, в уголке театрализации представлены театры по народным сказкам, в книжном уголке – малые фольклорные формы, удмуртские и русские народные сказки.

 

1.3.4. Кадровый состав группы.

 Воспитатели группы:

Семакина Ирина Владимировна – I квалификационная категория.

Поздеева Татьяна Михайловна – соответствие занимаемой должности.

Помощник воспитателя: Волкова Надежда Витальевна.

1.3.5. Возрастные особенности психического развития детей

Группу посещает 20 детей в возрасте от 4,6 лет до 6,11 (возраст на 1 сентября 2017 г.),  из них:

Старшая  группа (с 4,6 до 6 лет)

Подготовительная  группа (с 6 до 7 лет)

10 детей

10 детей

6 мальчиков

4 девочки

6 мальчиков

4 девочки

Направленность группы: общеразвивающая.

Анализ состояния здоровья детей: (Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

(от 5 до 6 лет)

Возрастные особенности

Особенности психического развития

Новообразования

возраста

Главные целевые ориентиры

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым или сверстником в игре, конфликтность в игровой деятельности.

Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени.

Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве и во времени.

Активность продуктивной деятельности.

Внимание.  Становится более устойчивым и произвольным.

Память. Улучшается устойчивость.

Речь. Норма – правильное произношение всех звуков

Мышление. Развивается функция планирования и прогнозирования

Формируется саморегуляция поведения.
Развивается творчество.

Активизируются исследовательские навыки.

«Книга – источник знания»

Происходит развитие эмпатии.

Создание условий, формирующих самостоятельность (опорные схемы, модели, пооперационные карты); способствующих проявлению творческой и познавательной активности.

Развитие инициативности, мыслительной деятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Воспитание важнейших социально-эмоциональных компетенций ребенка – устойчиво хорошее настроение, уверенность в себе.

Развитие умения устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремление к исследованию, интерес к новым ситуациям.

Подготовительная группа

(от 6 до 7 лет)

Возрастные особенности

Особенности психического развития

Новообразования

возраста

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Становление детской дружбы

В играх дети 6-7 лет способны отражать

сложные социальные события,

сюжетосложение, вступают во взаимодействия

с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли.

Владение социальными нормами общения и

поведения.

Память. Увеличение объема памяти

Речь. Овладение морфологической системой

языка, активное развитие монологической речи

(речь-рассуждение)

Мышление. Наглядно-образное, обобщение и

классификация предметов, действий.

Расширяется мотивационная сфера.

Формирование самоконтроля,

самооценки

Развитие предпосылок учебной деятельности (умение работать по образцу, инструкции).

1.3.6. Социальный статус родителей (законных представителей)

Содержание и реализация рабочей программы зависит и от контингента родителей, так как они являются первыми воспитателями своих детей. В зависимости от социального статуса родителей в основной образовательной программе Учреждения подобраны различные формы работы с семьей. (Социальный паспорт группы – Приложение 2, План работы с родителями – Приложение 13)

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

К шести годам ребенок:

Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие.  Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, художественной литературе.

Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей.  Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами, действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

Самостоятельно выполняет основные культурно – гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться.  Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым.  Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, ступает в сотрудничество. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами.  Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.

Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.

Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях.  Имеет положительную самооценку, стремиться к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах.

Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов.  Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей.

Стремится к мирному разрешению конфликтов.  Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

К семи годам ребенок:

Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

 У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Игра как особое пространство развития ребенка

Обязательная часть: Программа Детство, стр. 85-95.

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности:

Задачи развития игровой деятельности.

В старшей группе необходимо создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

В подготовительной группе важно обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей.

1. Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2.Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.

3.  Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

 

 

 

 

 

 

 

В группе используем все виды игр

2.2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Извлечение из ФГОС ДО.

 

Обязательная часть: Программа Детство, стр. 104-115.

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности

Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Дошкольник входит в мир социальных отношений (эмоции, взаимоотношения и сотрудничество,культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками, семья);

Развиваем ценностное отношение к труду (труд взрослых и рукотворный мир, самообслуживание и детский труд);

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

 

 

Задачи образовательной деятельности

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.

- Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении

- Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

- Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально-одобряемым нормам поведения.

 

-  Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

-  Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.

-  Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.

-  Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

-  Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

-  Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.

 

Развиваем ценностное отношение к труду

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Старший возраст

Подготовительная к школе группа

- Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

- Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников,

- Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.

- Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.

- Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире.

- Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.

- Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

 

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Старший возраст

Подготовительная к школе группа

- Формировать представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

- Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.

 

 

Патриотическое воспитание осуществляется по программе О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» с опорой на учебно-методические пособия, разработанные Н.В.Кущ и М.Ф. Мангушевой. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. и с опорой на методическое пособие: Дошкольник 6-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова и Дошкольник 5-6 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова.

Совместная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию проводится в форме игровых образовательных ситуаций 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Задачи социально-коммуникативного развития так же реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в совместной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Планирование ведётся по  следующим методическим пособиям:

· Третьякова Т. А. Комплексные занятия с детьми 6-7 лет: окружающий ми, развитие речи, мелкая моторика рук.

· Бабаева Т. И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»

· Пашкевич Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия  (ФГОС ДО) (Приложение 3)

Раздел «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» планируется с учетом парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной,  программой Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры; Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации (Приложение 4).

Образовательная деятельность по данному направлению планируется в форме игровых ситуаций – «Школа Безопасности», «Дорожная грамота» и «Уроки Айболита» (см. Приложение).

Ценностное отношение к труду планируется по методическим пособию Дыбина О. В. «Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов» (Приложение 3).

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. в разделе «Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях», а также в комплексно-тематическом плане (см. Приложение).

 

2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Извлечение из ФГОС ДО.

 Обязательная часть: Программа Детство, стр. 121-130.

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи образовательной деятельности

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

- Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

- Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

- Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

 

- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

- Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

- Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

- Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства.

- Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.

- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-

патриотические чувства.

- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

 

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

- Развитие сенсорной культуры;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях;

- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве (родной город); многообразии стран и народов мира (старшая группа);

- Ребенок открывает мир природы;

- Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем

  Работа по реализации задач познавательного развития планируется календарно с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. и с опорой на методическое пособие: Дошкольник 6-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».

Задачи раздела реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в совместной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

  Работа по реализации задач по разделу «Первые шаги в математику» панируется календарно с учетом авторской парциальной программы «Математика в детском саду» В.П.Новиковой и с опорой на методические пособия:

1. «Математика в детском саду. Сценарии занятий 6-7 лет. ФГОС ДО»

2. «Математика в детском саду. Сценарии занятий 5-6 лет. ФГОС ДО»

3. «Математика в детском саду. Рабочая тетрадь. 6-7 лет. ФГОС ДО»

4. «Математика в детском саду. Рабочая тетрадь. 5-6 лет. ФГОС ДО»

Совместная образовательная деятельность по разделу проводится в форме игровых образовательных ситуаций 1 раз в неделю.

 Цель: развитие мотивационной сферы ребенка, интеллектуальных и творческих сил,  качеств личности.

Развивающие задачи РЭМП

1)  Формировать представление о числе.

2) Формировать геометрические представления.

3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях).

4) Развивать сенсорные возможности.

5) Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин)

6) Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.

7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии –

8) предпосылки творческого продуктивного мышления.

Задачи раздела так же реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в совместной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей (Приложение 5)

  Работа по реализации задач по разделу «Ребенок открывает мир природы» планируется календарно с учетом педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич и с опорой на методическое пособие: «Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы воспитателя по экологическому образованию дошкольников (+ CD)» О.А. Воронкевич (Приложение 6)

Совместная образовательная деятельность по разделу проводится в форме игровых образовательных ситуаций 1 раз в неделю.

Задачи раздела так же реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в совместной образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. в разделе «Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях», а также в комплексно-тематическом плане.

2.4. Образовательная область «Речевое развитие»

9 января 2018 в 20:45

Прикреплённые файлы:

Документ: Рабочая программа старшей-подготовительной группы

Описание файла:

Файл называется: rabochaja-programa-starshei-grupy-2017_vmebf.doc

Это официальный файл организации «Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".», в нём содержится Рабочая программа старшей-подготовительной группы.

Размер файла: 1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.