Неделя |
Задачи |
Самостоятельная деятельность |
Совместная деятельность |
I блок: «История возникновения города и деревни» |
Сентябрь |
1 |
Познакомить со школой, куда дети пойдут учиться |
Рассматривание школьных принадлежностей.
Сюжетно-ролевая игра «Школа». |
Экскурсия в школу.
Беседа «1 сентября – День Знаний»
Загадки о школе |
2 |
Познакомить с историей рождения города. Закрепить названия города, понятие «глазовчане» |
Рассматривание открыток, книг («Ненастоящий город», «История города Глазова»), фотографий о городе |
Беседа по вопросам: Почему город возник на этом месте? Какие были первые дома? Первые улицы? Объяснить название города.
Дидактическая игра «Найди фотографии нашего города» |
3 |
Объяснить символику города: герб, флаг Глазова. Учить выделять герб родного города из других знаков. |
Рассматривание гербов городов России и Удмуртии |
Беседа «У каждого города свой герб, флаг».
Слушание гимна.
Дидактическая игра «Найди герб Глазова» |
4 |
Знакомство с праздником День рождения города Глазова. Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту украшенного города. Прививать чувство гордости за наш город. |
Рассматривание альбома «Город Глазов»
Художественная деятельность: рисование «Салют над праздничным городом» |
Оформление фотовыставки «День рождения города».
Беседа по вопросам: Где были с родителями в праздничные дни? Что видели? В каких праздничных мероприятиях участвовали?
Панно «Салют над городом» |
Октябрь |
1 |
Расширять представления детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
Рассматривание тематической папки «Славянская семья» |
Образовательная деятельность «Наши предки – славяне» (Л.А. Кондрыкинская, 85).
Экскурсия на реку. Дать перевод с удмуртского.
Образовательная деятельность «Как люди жили в древности» (Л.А. Кондрыкинская, 81).
Экскурсия в музей «Иднакар». Беседа об увиденном. |
2 |
Познакомить с легендой возникновения деревни, названия деревни. |
Рассматривание альбома «Моя деревня» |
Рассказ воспитателя об истории возникновения деревни Штанигурт.
Виртуальная экскурсия «Наши достопримечательности» (презентация).
Экскурсия по улицам Школьная, Спортивная, Молодежная.
Экскурсия по улицам Западная, Садовая, Юкаменская, Восточная |
3 |
Познакомить с местами отдыха жителей города (здания необычной архитектуры, старинные здания, особые здания), подчеркнуть их красоту. |
Рассматривание открыток, альбомов, фотографий о г. Глазове.
Разрезные картинки «Собери из частей целое»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Чтение книг из серии «Читаем сами» |
Рассказ воспитателя «Места отдыха глазовчан» (кинотеатр, парк, стадион, библиотека, аквапарк).
Экскурсия в библиотеку д. Штанигурт.
Дидактические игры: «Найди отличия», «Знатоки Глазова», «Что? Где? Когда?»
Задание детям «Пройди по схеме до библиотеки» (безопасный маршрут). |
4 |
Уточнить представления об архитектуре города. |
Рассматривание открыток, альбомов, фотографий.
Конструктивная деятельность: строительство из крупного и мелкого конструктора «Мой город» |
Рассказ воспитателя о профессии архитектора. Дидактические игры: «Знатоки Глазова», «Пройдемся по улицам».
Художественная деятельность: рисование на тему: «Город будущего», «Моя деревенька». |
Ноябрь |
1 |
Рассказать о государственном празднике «День Республики». |
Рассматривание тематической выставки ко дню Государственности Республики. |
Рассказ воспитателя «Моя Удмуртия»
Праздник «Люблю тебя, мой край родной» |
2 |
Дать представление о музеях, их назначение. Познакомить с музеями г. Глазова. |
Общение между собой об увиденном. |
Экскурсия в музей «Иднакар».
Экскурсия в музейную комнату КДЦ «Искра» д. Штанигурт |
«Природа Удмуртии» |
3 |
Познакомить с природой родного края. Воспитать бережное отношение к природе. |
Рассматривание книги «Красная книга Удмуртии. Растения» |
Беседа «Растения нашего края, занесенные в Красную книгу». |
4 |
Формирование знаний у детей особенностей животного мира, о редких и исчезающих видах животных. |
Рассматривание иллюстраций «Редкие животные нашего края»
Дидактическая игра «Кто где живет?» |
Беседа «Животные, занесенные в Красную книгу, обитающие в нашем крае». |
5 |
Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность |
Создание книжек-малышек «Наши птицы» |
Видео презентация «Птицы нашего края» |
Декабрь |
1 |
Познакомить с реками Удмуртии. Рассказать о их значении для родного края |
Рассматривание книг об Удмуртии, карты Удмуртии |
Беседа «Голубые полосы на карте!»
Рисование «Судоходные реки» |
II блок: «Наша страна» |
2 |
Формировать элементарные представления о происхождении знамен. |
Сравнение флага и герба России и Удмуртской Республики. |
Образовательная деятельность «Белый, синий, красный» (Е.К. Ривина, 16).
Художественная деятельность: рисование «Моя Москва». |
3 |
Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей. |
- Рассматривание карты, глобуса, книг, иллюстраций, кукол в национальных костюмах.
- Рассматривание карты мира с изображением флагов разных стран. |
Образовательная деятельность «Кругосветное путешествие».
Беседа «Санкт-Петербург – северная столица России». Встреча с Павлом Бузмаковым, служившим на крейсере Аврора.
Беседа «Люди разных национальностей, проживающих в Удмуртии» (чем похожи и чем отличаются).
Чтение национальных сказок, слушание музыки. |
4 |
Каникулы - Познакомить с празднованием нового года у древних удмуртов. Познакомить с Тол Бабаем. |
Рассматривание иллюстраций по теме |
Рассказ воспитателя о праздновании нового года по-удмуртски (презентация) |
IIIблок: «Устное народное творчество» |
Январь |
каникулы |
2 |
Знакомить детей с устным народным творчеством удмуртского народа (сказки, мифы, легенды) |
Рассматривание книг: «Сказки Урала и Поволжья», «Мифы и легенды удмуртского народа» |
Беседа «Мифы и легенды нашего народа».
Чтение сказок удмуртского народа.
Художественная деятельность: рисование на тему «Удмуртские легенды».
Театральная постановка «В гостях у Лопшо Педуня» |
3 |
Продолжать знакомить детей с творчеством удмуртских поэтов |
Рассматривание портрета и книг К.Герда |
Образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Кузебая Герда».
Разучивание стихов. |
4 |
Рассматривание книг Э.Цегельник: «Про Ваню и его друзей», «Уютный дворик», «Солнышко, свети!» |
Образовательная деятельность «Звелина Цегельник удмуртский детский писатель».
Чтение книг. |
IV блок: «Защитники Отечества» |
Февраль |
1 |
Дать представление о памятниках. Закрепить знания детей о защитниках Родины, о земляках-героях. |
Рассматривание фотографий героев, книг о ВОВ, иллюстраций с архитектурными памятниками.
Художественная деятельность: рисование по теме «Обелиски Победы!» |
Беседа по вопросам: Кому ставят памятники? Почему? Какие еще памятники вы видели в городе?
Рассказ воспитателя о подвигах героев войны.
Чтение художественной литературы о защитниках Отечества. |
2 |
Познакомить детей с городами-героями. Объяснить, почему они так называются. |
Рассматривание иллюстраций о городах -героях.
Настольно-печатная игра «Города-герои» (с кубиком и фишками) |
Рассказ воспитателя «Города – герои!» (презентация).
Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». |
3 |
Продолжать знакомить с традициями удмуртского народа. Познакомить с обрядом «Проводы в армию». |
Рассматривание альбома «Наши защитники», «Богатыри земли удмуртской!» |
Просмотр театрализованного представления «Проводы в армию» (выступление артистов КДЦ «Искра» д. Штанигурт) |
4 |
Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
Рассматривание фтовыставки «Наши боевые деды и отцы» |
Игра-викторина «Боевая слава нашего народа» (Л.А. Кондрыкинская, 175). |
V блок: «Творчество удмуртов» |
Март |
1 |
Познакомить детей с национальной кухней удмуртского народа |
Рассматривание книг и открыток «Кухня удмуртов»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Столовая» |
Ручной труд: совместное изготовление атрибутов к игре: перепечи, пельмени.
Вечоркины посиделки «В гостях у бабы Натальи» (слушание песен «Бурановских бабушек», дегустация национальных блюд, приготовленных родителями). |
2 |
Познакомить с повседневным и праздничным костюмом удмуртских женщин. Показать отличие в костюмах северных и южных удмуртов. |
Рассматривание открыток «Костюмы удмуртского народа».
Игры с куклами в национальных костюмах. |
Образовательная деятельность «Удмуртские костюмы и их украшение». |
3 |
Рассказать о значении основных узоров на костюмах. |
Домино «Удмуртские узоры».
Составление удмуртских узоров.
Дидактическая игра «Одень куклу» (удмуртские костюмы) |
Беседа «Что означают узоры».
Декоративное рисование и аппликация |
4-5 |
Познакомить детей с бытом и промыслами удмуртского народа |
Рассматривание книги «Удмуртское народное изобразительное искусство»; книг о жизни древних удмуртов |
Беседа «Как жили наши прадеды?»
Экскурсия в музей «Иднакар» |
VI блок: «Великие люди Удмуртии» |
Апрель |
1 |
Знакомить с людьми, прославившими нашу республику. |
Рассматривание альбома «Спортсмены Удмуртии» |
Беседа по вопросам: Каких спортсменов Удмуртской республики вы знаете? Каким спортом они занимаются? Каких успехов они добились? Что им помогло?
Дидактическая игра «Расскажи по микрофону» |
2 |
Рассматривание книг Ф. Васильева |
Беседа «Флор Васильев и его творчество».
Чтение и разучивание стихов.
Литературная гостиная «Удмуртские напевы» (по творчеству Ф. Васильева). |
3 |
Иллюстрации оружия и музейных экспозиций. |
Рассказ воспитателя о М.Т. Калашникове.
Просмотр презентации «Музей Калашникова» |
4 |
Слушание музыкальных произведений. |
Образовательная деятельность «Знакомство с композиторами Г. Матвеевым и П.И. Чайковским» |
VII блок: «Героический Глазов» |
Май |
1 |
Продолжать знакомить с творчеством удмуртских художников. |
Рассматривание репродукций картин удмуртских художников. |
Образовательная деятельность «Жизнь удмуртских женщин в картинах художников».
Беседа «Моя мамочка – самая лучшая на свете!»
Художественная деятельность: «Мама милая моя!» |
2 |
Формировать представление о героизме. Воспитывать эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам. |
Рассматривание книг, иллюстраций о ВОВ, иллюстраций с наградами и орденами. |
Музыкально-литературная композиция «День Победы».
Художественная деятельность: рисование «Салют Победы!»
Чтение и беседа по произведению С. Михалкова «Быль для детей». |
3 |
Экскурсия к памятнику Солдата. Возложение цветов.
Беседа по вопросам: Какой праздник отмечала наша страна 9 мая? Смотрел ли кто по телевидению парад победы? Что тебе больше всего понравилось? Как украсили город к параду? Кто ходил с родителями на парад? Что такое «Бессмертный полк»? как люди чтят память погибших? |
4-5 |
Диагностика |