Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".

Краеведение

 Вариативная часть. Региональный компонент

Краеведение

Неделя

Задачи

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

I блок: «История возникновения города и деревни»

Сентябрь

1

Познакомить со школой, куда дети пойдут учиться

Рассматривание школьных принадлежностей.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Экскурсия в школу.

Беседа «1 сентября – День Знаний»

Загадки о школе

2

Познакомить с историей рождения города. Закрепить названия города, понятие «глазовчане»

Рассматривание открыток, книг («Ненастоящий город», «История города Глазова»), фотографий о городе

Беседа по вопросам: Почему город возник на этом месте? Какие были первые дома? Первые улицы? Объяснить название города.

Дидактическая игра «Найди фотографии нашего города»

3

Объяснить символику города: герб, флаг Глазова. Учить выделять герб родного города из других знаков.

Рассматривание гербов городов России и Удмуртии

Беседа «У каждого города свой герб, флаг».

Слушание гимна.

Дидактическая игра «Найди герб Глазова»

4

Знакомство с праздником День рождения города Глазова. Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту украшенного города. Прививать чувство гордости за наш город.

Рассматривание альбома «Город Глазов»

Художественная деятельность: рисование «Салют над праздничным городом»

Оформление фотовыставки «День рождения города».

Беседа по вопросам: Где были с родителями в праздничные дни? Что видели? В каких праздничных мероприятиях участвовали?

Панно «Салют над городом»

Октябрь

1

Расширять представления детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Рассматривание тематической папки «Славянская семья»

Образовательная деятельность «Наши предки – славяне» (Л.А. Кондрыкинская, 85).

Экскурсия на реку. Дать перевод с удмуртского.

Образовательная деятельность «Как люди жили в древности» (Л.А. Кондрыкинская, 81).

Экскурсия в музей «Иднакар». Беседа об увиденном.

2

Познакомить с легендой возникновения деревни, названия деревни.

Рассматривание альбома «Моя деревня»

Рассказ воспитателя об истории возникновения деревни Штанигурт.

Виртуальная экскурсия «Наши достопримечательности» (презентация).

Экскурсия по улицам Школьная, Спортивная, Молодежная.

Экскурсия по улицам Западная, Садовая, Юкаменская, Восточная

3

Познакомить с местами отдыха жителей города (здания необычной архитектуры, старинные здания, особые здания), подчеркнуть их красоту.

Рассматривание открыток, альбомов, фотографий о г. Глазове.

Разрезные картинки «Собери из частей целое»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Чтение книг из серии «Читаем сами»

Рассказ воспитателя «Места отдыха глазовчан» (кинотеатр, парк, стадион, библиотека, аквапарк).

Экскурсия в библиотеку д. Штанигурт.

Дидактические игры: «Найди отличия», «Знатоки Глазова», «Что? Где? Когда?»

Задание детям «Пройди по схеме до библиотеки» (безопасный маршрут).

4

Уточнить представления об архитектуре города.

Рассматривание открыток, альбомов, фотографий.

Конструктивная деятельность: строительство из крупного и мелкого конструктора «Мой город»

Рассказ воспитателя о профессии архитектора. Дидактические игры: «Знатоки Глазова», «Пройдемся по улицам».

Художественная деятельность: рисование на тему: «Город будущего», «Моя деревенька».

Ноябрь

1

Рассказать о государственном празднике «День Республики».

Рассматривание тематической выставки ко дню Государственности Республики.

Рассказ воспитателя «Моя Удмуртия»

Праздник «Люблю тебя, мой край родной»

2

Дать представление о музеях, их назначение. Познакомить с музеями г. Глазова.

Общение между собой об увиденном.

Экскурсия в музей «Иднакар».

Экскурсия в музейную комнату КДЦ «Искра» д. Штанигурт

«Природа Удмуртии»

3

Познакомить с природой родного края. Воспитать бережное отношение к природе.

Рассматривание книги «Красная книга Удмуртии. Растения»

Беседа «Растения нашего края, занесенные в Красную книгу».

4

Формирование знаний у детей особенностей животного мира, о редких и исчезающих видах животных.

Рассматривание иллюстраций «Редкие животные нашего края»

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Беседа «Животные, занесенные в Красную книгу, обитающие в нашем крае».

5

Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность

Создание книжек-малышек «Наши птицы»

Видео презентация «Птицы нашего края»

Декабрь

1

Познакомить с реками Удмуртии. Рассказать о их значении для родного края

Рассматривание книг об Удмуртии, карты Удмуртии

Беседа «Голубые полосы на карте!»

Рисование «Судоходные реки»

II блок: «Наша страна»

2

Формировать элементарные представления о происхождении знамен.

Сравнение флага и герба России и Удмуртской Республики.

Образовательная деятельность «Белый, синий, красный» (Е.К. Ривина, 16).

Художественная деятельность: рисование «Моя Москва».

3

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей.

- Рассматривание карты, глобуса, книг, иллюстраций, кукол в национальных костюмах.

- Рассматривание карты мира с изображением флагов разных стран.

Образовательная деятельность «Кругосветное путешествие».

Беседа «Санкт-Петербург – северная столица России». Встреча с Павлом Бузмаковым, служившим на крейсере Аврора.

Беседа «Люди разных национальностей, проживающих в Удмуртии» (чем похожи и чем отличаются).

Чтение национальных сказок, слушание музыки.

4

Каникулы - Познакомить с празднованием нового года у древних удмуртов. Познакомить с Тол Бабаем.

Рассматривание иллюстраций по теме

Рассказ воспитателя о праздновании нового года по-удмуртски (презентация)

IIIблок: «Устное народное творчество»

Январь

каникулы

2

Знакомить детей с устным народным творчеством удмуртского народа (сказки, мифы, легенды)

Рассматривание книг: «Сказки Урала и Поволжья», «Мифы и легенды удмуртского народа»

Беседа «Мифы и легенды нашего народа».

Чтение сказок удмуртского народа.

Художественная деятельность: рисование на тему «Удмуртские легенды».

Театральная постановка «В гостях у Лопшо Педуня»

3

Продолжать знакомить детей с творчеством удмуртских поэтов

Рассматривание портрета и книг К.Герда

Образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Кузебая Герда».

Разучивание стихов.

4

Рассматривание книг Э.Цегельник: «Про Ваню и его друзей», «Уютный дворик», «Солнышко, свети!»

Образовательная деятельность «Звелина Цегельник удмуртский детский писатель».

Чтение книг.

 

IV блок: «Защитники Отечества»

Февраль

1

Дать представление о памятниках. Закрепить знания детей о защитниках Родины, о земляках-героях.

Рассматривание фотографий героев, книг о ВОВ, иллюстраций с архитектурными памятниками.

Художественная деятельность: рисование по теме «Обелиски Победы!»

Беседа по вопросам: Кому ставят памятники? Почему? Какие еще памятники вы видели в городе?

Рассказ воспитателя о подвигах героев войны.

Чтение художественной литературы о защитниках Отечества.

2

Познакомить детей с городами-героями. Объяснить, почему они так называются.

Рассматривание иллюстраций о городах -героях.

Настольно-печатная игра «Города-герои» (с кубиком и фишками)

Рассказ воспитателя «Города – герои!» (презентация).

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

3

Продолжать знакомить с традициями удмуртского народа. Познакомить с обрядом «Проводы в армию».

Рассматривание альбома «Наши защитники», «Богатыри земли удмуртской!»

Просмотр театрализованного представления «Проводы в армию» (выступление артистов КДЦ «Искра» д. Штанигурт)

4

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Рассматривание фтовыставки «Наши боевые деды и отцы»

Игра-викторина «Боевая слава нашего народа» (Л.А. Кондрыкинская, 175).

V блок: «Творчество удмуртов»

Март

1

Познакомить детей с национальной кухней удмуртского народа

Рассматривание книг и открыток «Кухня удмуртов»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Столовая»

Ручной труд: совместное изготовление атрибутов к игре: перепечи, пельмени.

Вечоркины посиделки «В гостях у бабы Натальи» (слушание песен «Бурановских бабушек», дегустация национальных блюд, приготовленных родителями).

2

Познакомить с повседневным и праздничным костюмом удмуртских женщин. Показать отличие в костюмах северных и южных удмуртов.

Рассматривание открыток «Костюмы удмуртского народа».

Игры с куклами в национальных костюмах.

Образовательная деятельность «Удмуртские костюмы и их украшение».

3

Рассказать о значении основных узоров на костюмах.

Домино «Удмуртские узоры».

Составление удмуртских узоров.

Дидактическая игра «Одень куклу» (удмуртские костюмы)

Беседа «Что означают узоры».

Декоративное рисование и аппликация

4-5

Познакомить детей с бытом и промыслами удмуртского народа

Рассматривание книги «Удмуртское народное изобразительное искусство»; книг о жизни древних удмуртов

Беседа «Как жили наши прадеды?»

Экскурсия в музей «Иднакар»

VI блок: «Великие люди Удмуртии»

Апрель

1

Знакомить с людьми, прославившими нашу республику.

Рассматривание альбома «Спортсмены Удмуртии»

Беседа по вопросам: Каких спортсменов Удмуртской республики вы знаете? Каким спортом они занимаются? Каких успехов они добились? Что им помогло?

Дидактическая игра «Расскажи по микрофону»

2

Рассматривание книг Ф. Васильева

Беседа «Флор Васильев и его творчество».

Чтение и разучивание стихов.

Литературная гостиная «Удмуртские напевы» (по творчеству Ф. Васильева).

3

Иллюстрации оружия и музейных экспозиций.

Рассказ воспитателя о М.Т. Калашникове.

Просмотр презентации «Музей Калашникова»

4

Слушание музыкальных произведений.

Образовательная деятельность «Знакомство с композиторами Г. Матвеевым и П.И. Чайковским»

VII блок: «Героический Глазов»

Май

1

Продолжать знакомить с творчеством удмуртских художников.

Рассматривание репродукций картин удмуртских художников.

Образовательная деятельность «Жизнь удмуртских женщин в картинах художников».

Беседа «Моя мамочка – самая лучшая на свете!»

Художественная деятельность: «Мама милая моя!»

2

Формировать представление о героизме. Воспитывать эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам.

Рассматривание книг, иллюстраций о ВОВ, иллюстраций с наградами и орденами.

Музыкально-литературная композиция «День Победы».

Художественная деятельность: рисование «Салют Победы!»

Чтение и беседа по произведению С. Михалкова «Быль для детей».

3

Экскурсия к памятнику Солдата. Возложение цветов.

Беседа по вопросам: Какой праздник отмечала наша страна 9 мая? Смотрел ли кто по телевидению парад победы? Что тебе больше всего понравилось? Как украсили город к параду? Кто ходил с родителями на парад? Что такое «Бессмертный полк»? как люди чтят память погибших?

4-5

Диагностика

 

Литература:

1. Л. А. Кондрыкинская. С чего начинается Родина? – М.: «Сфера», 2005г.

2. Г. А. Ковалева. Воспитываем маленького гражданина… - М.: «Аркти», 2005г.

3. Е. К. Ривина. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. -  М.: «Аркти», 2005г.

7 января 2018 в 19:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.