Месяц |
№ недели |
Тема ООД
Подготовительная группа |
Цели деятельности педагога |
Литература |
Тема ООД
Старшая группа |
Цели деятельности педагога |
Литература |
Сентябрь |
1
|
Диагностика |
2
|
Пересказ сказки «Лиса и козёл» |
Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам. |
133 |
Пересказ сказки «Лиса и рак» |
Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картинке «Лиса» |
Стр.25 |
3
|
Составление рассказа по картине «В школу» |
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым; активизировать в речи слова, относящиеся к темам «школа», «Осень». |
135 |
Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» |
Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображённым на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида. |
26 |
4
|
Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» |
Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. |
137 |
Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Игрушки» |
Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчинёнными предложениями. |
32 |
Октябрь |
1
|
Составление текста-рассуждения |
Учить употреблению сложноподчинённых предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. |
139 |
Составление рассказа по скороговорке |
Формировать навыки связной речи; учить использовать в речи сложноподчинённые предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц». |
33 |
Октябрь |
2
|
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» |
Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах. |
141 |
Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» |
Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы; учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образовывать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детёнышей животных. |
38 |
3
|
Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» |
Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествующие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность постановки предложений; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные, формировать умение сравнивать. |
143 |
Составление сюжетного рассказа по картинке «Мы играем в кубики. Строим дом». |
Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж». |
41 |
4
|
Составление рассказа по серии сюжетных картин |
Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; развивать чувство ритма и рифмы. |
145 |
Составление рассказов на темы стихотворений |
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множ. Числа; закрепить понятие, что не все детёныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчинённые предложения. |
44 |
Ноябрь |
1
|
Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» |
Учить составлять рассказ по плану, предложенную воспитателем, самостоятельно строить сюжет; учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании, учить дифференциации звуков «ц» и «ч*». |
147 |
Составление рассказа на заданную тему |
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчинённые предложения; учить подбирать слова, сходные по звучанию. |
48 |
2
|
Составление текста-поздравления |
Учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчётливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. |
150 |
Составление рассказа по картине «Ежи» |
Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчинённые предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч*» и «щ*») |
52 |
3
|
Сочинение сказки на тему «Как ёжик выручил зайца» |
Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов. |
153 |
Составление рассказа на тему «Домашнее животное» |
Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек), воспитывать умение задавать друг другу вопросы. |
55 |
Ноябрь |
4
|
Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» |
Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных. |
155 |
Составление описательного рассказа о предметах посуды |
Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя название качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая - мелкая, большой-маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству. |
59 |
5
|
Составление и рассказа с использованием антонимов |
Учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. |
157 |
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» |
Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных), закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных. |
62 |
Декабрь |
1
|
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» |
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. |
159 |
Составление рассказа по картине «Река замёрзла» |
Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки. |
64 |
2
|
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» |
Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. |
161 |
Составление рассказа на тему «Игры зимой» |
Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчётливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса. |
67 |
3
|
Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» |
Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова. |
163 |
Составление рассказа на темы скороговорок |
Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа сущ-ых. |
71 |
4
|
Каникулы
Чтение «новогодних» сказок, их разбор. |
|
|
Каникулы
Чтение «новогодних» сказок, их разбор. |
|
|
Январь |
1
|
Каникулы |
2
|
Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» |
Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа; учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; закреплять правильное произношение звуков «В» и «Ф», умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении. |
165 |
Пересказ сказки «Петух да собака»
|
Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчинённые и вопросительные предложения; ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. |
74 |
3
|
Пересказ сказки «У страха глаза велики» |
Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. |
168 |
Составление рассказа по картине «Северные олени» |
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы. |
76 |
|
4 |
Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» |
Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчинённых предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. |
171 |
Составление описательного рассказа на тему «Зима» |
Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые и сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»; добиваться чёткого произношения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч». |
79 |
Февраль |
1
|
Сочинение сказки на предложенный сюжет |
Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умение понимать и объяснять смысл образных выражений. |
173 |
Ознакомление с предложением |
Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. |
84 |
2
|
Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» |
Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности; активизировать употребление однокоренных слов; учить составлятьдва-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. |
175 |
Пересказ сказки «Лиса и кувшин» |
Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложение с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации. |
88 |
3
|
Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин |
Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с придаточным причины, цели. |
178 |
Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» |
Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчётливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. |
90 |
4
|
Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин |
Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включая в повествование элементы описания и рассуждения; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. |
181 |
Составление рассказа на тему «Как цыплёнок заблудился» |
Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое, путём последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении. |
92 |
Март |
1
|
Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин |
Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. |
183 |
Составление рассказа на заданную тему |
Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать их суждения; уточнить значение слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды, формировать умение строить предложения. |
94 |
2
|
Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин |
Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями; подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. |
186 |
Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» |
Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Развивать чувство ритма и рифмы. |
97 |
Март |
3
|
Составление рассказа о животных по сюжетным картинам |
Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённому и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. |
188 |
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек |
Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя из двух-трёх слов – самостоятельно; учить различать на слух звуки «с», «с*», «щ*» в словах, чётко произносить слова с этими звуками. |
99 |
4
|
Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта. |
Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. |
192 |
Сочинение на тему «Приключения зайца» |
Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжета товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному «заяц». Добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «с*», «щ*». |
101 |
Апрель |
1
|
Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» |
Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует-взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных; ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. |
193 |
Составление рассказа на предложенную тему |
Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л»-«л*», «р»-«р*», изолированных в словах и фразах. |
103 |
2
|
Сочинение сказки на заданную тему |
Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование. |
196 |
Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» |
Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи; подвести к образованию профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий. |
106 |
3
|
Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» |
Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; активизировать употребление глаголов (из текста сказки; учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц. |
199 |
Составление рассказа по картине «Зайцы» |
Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учить образовывать существительные от глаголов; учить определять ударение в двухсложном слове. |
108 |
4
|
Описание пейзажной картины |
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом; тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. |
201 |
Составление рассказа на тему «Как Серёжа нашёл щенка» |
Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов – названий профессий. |
110 |
Май |
1
|
Составление рассказа по картине
«Если бы мы были художниками» |
Учить составлять коллективный рассказ-описание; учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом с сослагательном наклонении; учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р» - «*», чётко и ясно произносить слова с этими звуками. |
202 |
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» |
Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова. |
111 |
Май |
2
|
Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» |
Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе. |
206 |
Придумывание новой сказки с героями старых сказок (Салат из сказок) |
Учить частичное прямое подражание сочетать с самостоятельными действиями детей, выражающимися в изменении места действия сказки, в незначительном изменении содержания отдельных эпизодов. |
380
Бондаренко Т.М. |
3
|
Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами» |
Учить составлять связный рассказ по картине; давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. |
208 |
Придумывание рассказа, применяя метод развития творческого воображения «Бином фантазии» |
Развивать у детей творческое воображение; продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей |
390
Т.М. Бондаренко |
4
|
Составление рассказа на тему «Весёлое настроение» |
Закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; активизировать в речи употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. |
210 |
Придумывание рассказа «Фантастическая страна» |
Развивать творческое воображение; учить использовать выразительно-изобразительные средства для воплощения образцов. |
399
Т.М. Бондаренко |
5
|
Диагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|