Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".

Перспективное планирование: социально-коммуникативное развитие

Приложение 1

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Познание предметного и социального мира - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социально-эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

Ценностное отношение к труду*- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 

Месяц

№ недели

Тема ООД

Подготовительная группа

Цели деятельности педагога

Литература

Тема ООД

Старшая группа

Цели деятельности педагога

Литература

 

1

Диагностика

2*

Приготовим винегрет

Учить детей готовить винегрет из отварных взрослым овощей, действуя по схеме-алгоритму; развивать умение читать рецепт приготовления блюда по технологической карте; воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи.

Дошкольник 5-7 лет в детском саду

Стр.235

Приготовим винегрет

Учить детей готовить винегрет из отварных взрослым овощей, действуя по схеме-алгоритму; развивать умение читать рецепт приготовления блюда по технологической карте; воспитывать понимание необходимости соблюдения правил поведения во время приготовления пищи.

Дошкольник 5-7 лет в детском саду

Стр.235

3

«Я и моя семья»

Помочь детям осознать, что не любое сообщество людей является семьей: в основе каждой семьи лежит кровное или тесное душевное родство и общее хозяйство, в ведении которого участвуют все члены семьи; помочь взглянуть на свою семью через призму родственных отношений (Кто кем кому доводится? Что из этого следует?); формировать стремление делать приятное для членов своей семьи

Пашкевич, 95

«Я и моя семья»

Формировать представления о родственных связях; учить определять и точно обозначать словом свою социальную роль в отношении к членам семьи и другим родственникам, прививать любовь и уважение ко взрослым

Меремьянина стр. 27

4*

«Всей семьей на огород»

 

 

Закрепить знания детей о стадиях роста и развития растений, особенностях ухода за растениями и создании необходимых условий для их роста, о механизации труда

«Всей семьей на огород»

 

 

Закрепить знания детей о стадиях роста и развития растений, особенностях ухода за растениями и создании необходимых условий для их роста, о механизации труда

 

 

Октябрь

 

1

 

 

 

«Государственный герб России»

Познакомить с государственным символом России – гербом; закрепить знания о государственном флаге России, гербе города Москвы; подвести детей к пониманию того, что символы многозначны; дать общие представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.); воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за нее; совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме; продолжать развивать внимание, память, мышление; вызывать эмоциональный отклик на выражение в музыке и поэзии чувства и настроения

Третьякова, 294

«Государственный герб России»

Познакомить с государственным символом России – гербом; закрепить знания о государственном флаге России, гербе города Москвы; подвести детей к пониманию того, что символы многозначны; дать общие представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.); воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за нее; совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме; продолжать развивать внимание, память, мышление; вызывать эмоциональный отклик на выражение в музыке и поэзии чувства и настроения

Третьякова, 294

2*

 

 

«Обогревательные приборы»

Побудить детей к пониманию назначения обогревательных приборов; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры), определять материал; научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом (какой материал лучше нагревается); понимать, что человек создает обогревательные приборы для удобства; научить ориентироваться в прошлом предметов

Дыбина, 94

«Обогревательные приборы»

Побудить детей к пониманию назначения обогревательных приборов; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размеры), определять материал; научить устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением и материалом (какой материал лучше нагревается); понимать, что человек создает обогревательные приборы для удобства; научить ориентироваться в прошлом предметов

Дыбина, 94

3

 

 

«Что я люблю и могу делать»

Продолжать формировать осознанное отношение к тому, что у каждого человека могут быть свои желания, взгляды и занятия, представление о том, что человек может управлять своими желаниями; развивать уверенность в своих силах при выполнении разнообразной деятельности

Пашкевич, 97

Из чего же, из чего же

Формировать представления детей о собственном теле и функциях отдельных органов; закрепить знания о гигиене.

Меремьянина 16

4*

 

 

«Путешествие в прошлое молотка»

Побудить детей ориентироваться в разных видах молотка и понимать необходимость многообразия предметов

Дыбина, 117

«Путешествие в прошлое молотка»

Побудить детей ориентироваться в разных видах молотка и понимать необходимость многообразия предметов

Дыбина, 117

Ноябрь

1

 

Дом, улица, адрес.

Продолжать знакомить детей с родным городом; развивать коммуникативные умения.

29

Мосалова Л.Л.

Дом, улица, адрес.

Продолжать знакомить детей с родным городом; развивать коммуникативные умения.

29

Мосалова Л.Л.

2*

 

«Осенняя ярмарка»

Дать знания о понятиях «ярмарка», «рынок», об осеней распродаже овощей и фруктов; подготовить к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления

Интернет ресурсы

«Осенняя ярмарка»

Дать знания о понятиях «ярмарка», «рынок», об осеней распродаже овощей и фруктов; подготовить к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления

Интернет ресурсы

3

 

 

«Добрые все друзья»

Закрепить представления о понятиях: «добро», «доброта», «добрый человек», «добрые поступки»; учить анализировать собственные поступки и поступки других детей

 Меремьянина, 96

Что такое доброта?

Формировать адекватное отношение к своим поступкам; расширять представление о доброте

Меремьянина

36

4*

 

 

«Хорошо у нас в светёлке»

Научить детей ориентироваться в предметах рукоделия прошлого

Дыбина, 139

«Хорошо у нас в светёлке»

Научить детей ориентироваться в предметах рукоделия прошлого

Дыбина, 139

5

 

 

«У меня растут года»

Познакомить детей с представлениями о самих себе во временной перспективе («Когда я вырасту, я стану…»); закрепить знания о родственных взаимосвязях в семье; развивать творческое воображение

Меремьянина, 90

Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья

Закрепить, уточнить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающихся физкультурой.

Мосалова Л.Л.

48

Декабрь

1*

 

 

«Поможем дворнику в уборке участка от снега»

Обеспечить включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через выполнение трудовых поручений на основе развития позиции субъекта

«Путешествие в прошлое иголки»

Дать детям представление об истории иглы и её важности в трудовой деятельности человека; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Дыбина стр.78

2

 

 

«Мир чувств и эмоций»

Продолжать формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, переживаниям, настроению; учить понимать настроение другого, анализировать неприятные ситуации с целью нахождения в них положительных моментов для себя и окружающих

Пашкевич, 100

Один дома

Учить правильно вести себя, оставаясь дома в одиночестве; рассмотреть проблемные ситуации – неожиданный звонок в дверь, запах дыма или газа и др.

Воспитывать выдержку, учить преодолению чувства страха.

Мосалова Л.Л.

Стр.43

3*

 

 

«Путешествие в прошлое куклы»

Развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь ориентироваться в прошлом и настоящем куклы

Дыбина,

108

Подарки родным и близким своими руками

Закрепить навыки ручного труда; развивать фантазию, творчество.

4

 

 

«Что такое хорошо и что такое плохо»

(каникулы)

Расширять и уточнять представления о честности, справедливости; воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, трусости, лености; помочь детям лучше узнать свои характерные особенности; формировать стремление следовать правилу: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»; научить осознавать уважительное и неуважительное поведение других; развивать умение сопереживать, радоваться успехам сверстников

Пашкевич, 108

«Что такое хорошо и что такое плохо»

(каникулы)

Расширять и уточнять представления о честности, справедливости; воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, трусости, лености; помочь детям лучше узнать свои характерные особенности; формировать стремление следовать правилу: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»; научить осознавать уважительное и неуважительное поведение других; развивать умение сопереживать, радоваться успехам сверстников

Пашкевич, 108

Январь

 

1

 

Каникулы

 

2*

Мы дежурные

Уточнить правила и обязанности дежурных, мотивировать необходимость усложнения содержания их деятельности в группе; вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Наше дежурство».

Т.И. Бабаева

Дошкольник 5-7 лет в детском саду

236

Мы дежурные

Уточнить правила и обязанности дежурных, мотивировать необходимость усложнения содержания их деятельности в группе; вызвать желание добросовестно и ответственно относиться к работе, пользуясь справочной информацией на стенде «Наше дежурство».

Т.И. Бабаева

Дошкольник 5-7 лет в детском саду

236

3

 

 

«Ссора»

Способствовать осознанию того, что ссоры и конфликты возникают в результате столкновения противоречивых интересов, мнений, чувств и неумения их разрешить; учить анализировать причины ссор и конфликтов; помогать пользоваться способами саморегуляции в состоянии гнева, злости, агрессии (поиграть с водой, песком, глиной, побоксировать «грушу», порвать бумагу, покричать, потопать ногами и т.д.); формировать умение внимательно, уважительно относиться к чувствам других людей и в соответствии с этим выстраивать взаимоотношения с ними

Пашкевич, 113

«Что нужно сделать, чтобы тебя назвали другом»

Познакомить с понятием «дружба», показать нравственно-духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях; способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.

Меремьянина стр. 24

Январь

 

4*

 

 

«Путешествие в страну музыки»

Закрепить знания детей о многообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек – создатель и исполнитель музыки

Дыбина, 148

Путешествие в прошлое автомобиля

Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал (металл, стекло) и его признаки4 научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, понимать, что человек создаёт автомобили для облегчения передвижения людей; развивать ретроспективный взгляд на автомобиль (ориентироваться в прошлом)

Дыбина

Стр. 80

Февраль

1

 

 

«Каждый имеет право на имя»

Познакомить с положением Конвенции о правах ребенка; развивать умение осознавать свою индивидуальность и уникальность; воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям

Меремьянина, 77

«Как меня  зовут?»

Уточнить представления о собственном имени, о его происхождении; формировать интерес детей к себе, своему имени…

Меремьянина

23

2*

 

 

«Жизнь и труд людей разных стран»

Способствовать осознанию детьми того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и духовные ценности, необходимые для жизни

«Жизнь и труд людей разных стран»

Способствовать осознанию детьми того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и духовные ценности, необходимые для жизни

3

 

 

«Мораль и этика. Поговорим о настоящих мужчинах»

Сформировать представление о достоинстве человека; способствовать тому, чтобы дети сделали вывод: достойны уважения проявление заботы о слабых, бескорыстие, терпение, сила духа

Третьякова, 305

«Мораль и этика. Поговорим о настоящих мужчинах»

Сформировать представление о достоинстве человека; способствовать тому, чтобы дети сделали вывод: достойны уважения проявление заботы о слабых, бескорыстие, терпение, сила духа

Третьякова, 305

4*

 

Путешествие в прошлое фортепиано

Познакомить детей с предшественниками фортепиано; вызвать интерес к прошлому  и уважение к известным и неизвестным мастерам-музыкантам, которые изобрели фортепиано.

Дыбина стр.143

Путешествие в прошлое карандаша

Проследить вместе с детьми историю возникновения карандаша; вызвать интерес к деятельности людей в прошлом и будущем.

Дыбина стр.92

Март

1

 

«Маленькие рыцари и дамы»

Сформировать представление детей о собственном образе девочки, мальчика, о модели адекватного поведения в соответствии с гендерной принадлежностью

Меремьянина, 83

«Маленькие рыцари и дамы»

Сформировать представление детей о собственном образе девочки, мальчика, о модели адекватного поведения в соответствии с гендерной принадлежностью

Меремьянина, 83

2*

 

 

«Кому что нужно»

Упражнять детей в классификации предметов, необходимых людям сельских профессий; воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым

Миронова, 124

Мамина профессия

Формирование обобщённого представления о том, где и кем работают матери обучающихся, в чём ценность их труда; вызвать тёплые чувства к женщинам, которые лечат, учат, продают и пр…

3

 

«Нужны ли правила поведения в обществе?»

Формировать представления о полезных и вредных привычках человека; дать понятие о нормах и правилах поведения в детском саду, дома, в общественных местах (театре, кафе, транспорте, в гостях)

[Меремьянина, 106

Правила поведения в общественных местах

Уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах. Учить выразительно передавать содержание сказки, используя жесты и мимику. Воспитывать уважение к людям, умеющим вести себя правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.

Мосалова Л.Л. стр.61

4*

 

«Путешествие в прошлое книги»

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам

Дыбина,

113

Путешествие в прошлое бумаги

Увлечь детей интересным рассказом о самом обыкновенном предмете – листе бумаги; активизировать речь словами «береста», «пергамент»; показать роль бумаги в труде человека.

Дыбина стр. 90

Апрель

1

 

«Страшно»

Способствовать осознанию того, что существуют реальные опасные ситуации, и показать различные способы поведения в них (позвать на помощь взрослого, позвонить по телефону и т.д.); объяснить детям, что чувство страха помогает человеку быть осторожным (ситуации на улице, на речке и т.д.); научить выражать свой страх словами, жестами, мимикой, движениями, рисунками

Меремьянина, 98

Всегда ли добро побеждает зло

Повторить изученное по теме «Доброта»; стимулировать детей к высказыванию собственного мнения; активизировать словарь нравственных категорий.

Меремьянина стр.54

2*

 

«Парашют»

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Мартынова, 285

Покорение космоса человеком

Развивать любознательность, познавательные интересы, стремление обращаться к книге, как к источнику знаний;  познакомить с доступными школьникам знаниям о истории покорения космоса человеком.

Т.И. Бабаева

Стр. 251

3*

 

 

«Мир металлов»

Учить называть разновидности металлов (алюминий, сталь, железо, медь, бронза, серебро); формировать умение сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве

Мартынова, 305

«Мир металлов»

Учить называть разновидности металлов (алюминий, сталь, железо, медь, бронза, серебро); формировать умение сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве

Мартынова, 305

4

 

 

«Приключения на острове»

Познакомить детей с природно-климатическими условиями на субтропическом острове, с обитателями его флоры и фауны, а также с жителями острова – папуасами; учить ставить цели, отбирать и использовать сенсорные и интеллектуальные способы наблюдения, планировать , делать выводы; побуждать к наблюдениям за природными явлениями: дождь, гроза, за особенностями ландшафта джунглей; активизировать мыслительную деятельность при помощи проблемных ситуаций, работы с картами, схемами, моделями, условной меркой; развивать речь, обогащать словарь новыми словами: джунгли, папуас, климатические зоны, опыт, фильтр; вызывать у детей положительный настрой и интерес к представителям другой расы, стремление знакомиться с новым, действовать и отвечать на вопросы; воспитывать уважение к высказываниям товарищей, желание помогать друг другу и попавшим в беду, укреплять уверенность в себе

Третьякова, 267

Нас много на шаре земном

Продолжать знакомить детей с жизнью людей из разных стран; воспитывать уважение и терпимость к людям любой национальности.

Мосалова Л.Л. стр. 71

Май

1*

 

 

 

«Кому что нужно?»

Упражнять детей в умении называть предметы, необходимые людям воинских профессий; обогащать словарь соответствующей лексикой

[Миронова, 153]

Путешествие в прошлое самолёта

Научить детей понимать назначение и функции самолёта; закрепить умение выделять некоторые особенности предметов и определять материал и его признаки; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (летать) и формой (обтекаемость), понимать, что человек создаёт самолёты для облегчения жизнедеятельности; развивать ретроспективный взгляд на самолёт (ориентироваться в прошлом)

Дыбина, 82

Май

2

 

Как организм человека перерабатывает пищу

Познакомить с пищеварительным трактом. Воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи. Закрепить представление о здоровой пище. Учить сервировать стол.

Мосалова,38

Как организм человека перерабатывает пищу

Познакомить с пищеварительным трактом. Воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи. Закрепить представление о здоровой пище. Учить сервировать стол.

Мосалова,38

3*

 

«Путешествие в прошлое микроскопа»

Познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла – микроскопом; научить понимать его назначение и особенности (части, форму, функцию, строение); помочь устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель; развивать ретроспективный и перспективный взгляды на вещи

[Дыбина,

127]

«Путешествие в прошлое микроскопа»

Познакомить детей с разновидностью увеличительного стекла – микроскопом; научить понимать его назначение и особенности (части, форму, функцию, строение); помочь устанавливать причинно-следственные связи между строением и назначением; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель; развивать ретроспективный и перспективный взгляды на вещи

[Дыбина,

127]

4-5

 

Диагностика

 

 

Литература:

1. Третьякова Т. А. Комплексные занятия с детьми 6-7 лет: окружающий ми, развитие речи, мелкая моторика рук / авт.-сост., С.Б. Суровцева, О. В. Кирьянова. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2013. – 351 с.

2. Бабаева Т. И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская; науч. ред.  А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 256 с.

3. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие /Т.И. Бабаева и др. Сост. И ред.: А.Г. Гогоберидзе, Т.И. бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 576 с.

4. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

5. Пашкевич Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия  (ФГОС ДО) / авт.-сост. Т. Д. Пашкевич. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.

6. Дыбина О. В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое предметов / О. В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.

7. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. – Минск: Нар. асвета, 1989. – 176 с.

8. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сот. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.

9. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию етей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 80 с.

10.   

7 января 2018 в 18:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.