Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".

Перспективное планирование: Речевое развитие - художественная литература

 Приложение 3.3Образовательная область «Речевое развитие»

(знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы)

 

Месяц

№ недели

Тема ООД

Подготовительная группа

Программное содержание

Литература

Тема ООД

Старшая группа

Программное содержание

Литература

 

Сентябрь

1

 

Диагностика

 

2

Сказка-повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Способствовать формированию у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в литературном произведении

Английская народная сказка «Три поросёнка» в обраб. С.Михалкова. Анализ фразеолоизмов, пословиц

Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, развивать образность речи, подводить к пониманию фразеологизмов.

Стр.105. Ушакова

3

 

 

Детские рассказы

Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша»

Учить воспринимать произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына»

Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать своё отношение к персонажам.

117

4

 

 

Чтение мифов и легенд Удмуртского народа

Познакомить с мифами и легендами удмуртов, показать лексический колорит произведений

«Мифы и легенды Удмуртского народа»

Чтение мифов и легенд Удмуртского народа

Познакомить с мифами и легендами удмуртов, показать лексический колорит произведений

«Мифы и легенды Удмуртского народа»

Октябрь

1

 

 

Былина «Илья избавляет Царь - град от Идолища»

 

 

Обогащать представления о многообразии жанров литературы и их некоторых специфических признаках

Русская народная сказка «Хвосты»

Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями

Стр. 106 Ушакова

Октябрь

2

 

 

Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Довести до сознания детей замысел автора: нужно быть ответственным за свои поступки; умей сдерживать себя, чтобы потом не было стыдно. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков. Воспитывать умение анализировать поступки литературного героя и оценивать их, аргументируя свои суждения

[Гурович, 41]

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольёшь)

115

3

 

 

«Ай да коты!»

Вызвать у детей интерес к творчеству художника В. А. Чижикова; обратить внимание на удивительное единство поэтических образов стихов, придуманных художником, и графического их выражения

[Курочкина, 93]

Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осенью»

Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями.

109

4

 

 

Стихи о социальной действительности.

«Повара» Б. Заходер

 

Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст

Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц.

Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок.

122

 

1

 

«Лопшо Педунь смеётся»

Познакомить с удм. произведением. Учить видеть смысл прочитанного

«Лопшо Педунь смеётся»

«Лопшо Педунь смеётся»

Познакомить с удм. произведением. Учить видеть смысл прочитанного

«Лопшо Педунь смеётся»

2

 

 

«О том, как цвет в иллюстрации помогает узнать состояние природы»

Подвести детей к пониманию такого средства выразительности книжной графики, как цвет, показать его особенности для передачи времени суток, года, изображения холодных или жарких стан; формировать умение соотносить рисунок с текстом, радоваться находкам художника

[Курочкина, 97]

Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик»

Формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

108

3

 

 

«Волшебное слово» В.Осеева

Способствовать сохранению единства непосредственного переживания и осмысления детьми литературного текста

Норвежская народная сказка «Пирог»

Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов («пирог» и «колобок»); замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

112

4

 

 

«Мир ликующих линий и красок. Мотивы народных росписей в рисунках Т.А. Мавриной»

Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, свободное ощущение света, пространства и ритма, связь ее рисунков с народным русским творчеством; развивать навыки восприятия образного языка книжной графики, умение видеть общее в технике росписей народных мастеров и художницы

[Курочкина, 79]

Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам

Сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм, учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц.

111

5

 

 

Былина «Как Илья Муромец богатырем стал»

Способствовать активному освоению детьми средствами лексической и интонационной выразительности; учить анализировать художественный текст

Рассказ Н.Носова «На горке»

Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию сюжета.

123

Декабрь

 

1

 

 

Лирические стихи о природе «Первый снег» И.Бунин

Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей; отметить красоту и образность литературного языка

Интернет ресурсы

Лирические стихи о природе «Первый снег» И.Бунин

Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей; отметить красоту и образность литературного языка

Интернет ресурсы

2

 

 

Стихи о социальной действительности

«Какие бывают подарки» Э. Мошковская

Расширять читательские интересы детей; развивать умение анализировать текст

Интернет ресурсы

Стихи о социальной действительности

«Какие бывают подарки» Э. Мошковская

Расширять читательские интересы детей; развивать умение анализировать текст

Интернет ресурсы

3

 

 

Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки»

Закрепить знания о сказках, художниках-иллюстраторах сказок, умение отличать их творческую манеру; развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения

[Курочкина, 165]

Литературная викторина

Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

116

4

Повторение пройденного. Отгадывание загадок. Каникулы

янваварь

1

Каникулы

 

2

«Как два художника иллюстрировали сказку «Волк и семеро козлят»»

 

Вызвать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, их оригинальности, способности по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним, используя для этого графические средства выразительности, оформляя книгу в целом; развивать умение сравнивать и сопоставлять образы и средства выразительности

[Курочкина, 103]

Сказка Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка».

Учить чувствовать и понимать сходство различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

118

3

«Певучая контурная линия»

 

Вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка – контурной линии; показать возможности ее использования художником в зависимости от характера образа, жанра литературного произведения, творческой манеры художник

[Курочкина, 74]

Глава первая из сказки А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»

Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий; помогать придумывать новые эпизоды, названия.

114

Февраль

 

1

«Когда весело, когда грустно»

Обратить внимание детей на то, что художник использует цвет, чтобы передать настроение героя; продолжать развивать умение соотносить содержание текста с графическим его воплощением, литературный образ с изобразительным

[Курочкина, 102]

Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам

Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы).

119

2

«О рисунках Льва Токмакова к шотландским народным песенкам

Вызвать у детей удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, выразительными рисунками, созданными Л. Токмаковым, которые передают национальные особенности Шотландии

[Курочкина, 77]

«О рисунках Льва Токмакова к шотландским народным песенкам

Вызвать у детей удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, выразительными рисунками, созданными Л. Токмаковым, которые передают национальные особенности Шотландии

[Курочкина, 77]

3

Чтение рассказа А. Гайдара «Поход»

 

Учить воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

[Курочкина]

Чтение рассказа А. Гайдара «Поход»

 

Учить воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

[Курочкина]

4

Литературная викторина «Наши любимые книги»

Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи.

133

Литературная викторина «Наши любимые книги»

Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи.

133

Март

1

Веселые стихи.

«Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский

 

Вызвать стремление объяснить смысл произведения и выразить свое отношение к нему, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

Сборник стихов Э. Успенского

Веселые стихи.

«Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский

 

Вызвать стремление объяснить смысл произведения и выразить свое отношение к нему, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

Сборник стихов Э. Успенского

2

«Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»)

 

Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил

[Волчкова, 76]

«Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»)

 

Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил

[Волчкова, 76]

3

Лирические стихи о природе

«Весна» А. Плещеев (отрывок)

Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; отметить с детьми красоту и образность литературного языка

Стихотворение С. Есенина «Черёмуха»

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.

131

4

«Путешествие в Литературию»

 

Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение

[Ковалёва, 25]

«Путешествие в Литературию»

 

Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение

[Ковалёва, 25]

Апрель

1

«Рисунки к сказкам о волшебстве»

 

Дать представление о волшебной сказке, особенностях ее героев, чудесных превращениях, предметах, имеющих необыкновенные свойства (топор, который см рубит дрова, печка разговаривает, ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.д.)

[Курочкина, 113]

Стихотворение С. Михалкова «Дядя Стёпа»

Формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

124

2

Краткосрочный проект «История возникновения книги»

Познакомить детей с историей возникновения первой книги; рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести до создания детей общие для всех народов и стран ценности; развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем; воспитывать основы культуры личности

Краткосрочный проект «История возникновения книги»

Познакомить детей с историей возникновения первой книги; рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести до создания детей общие для всех народов и стран ценности; развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем; воспитывать основы культуры личности

3

4

«Рисунки к рассказам о животных»

 

Закрепить представления о том, что рассказ – это небольшое повествование о реальной жизни животных, их внешнем виде, повадках, о том где они живут, чем питаются; обратить внимание на то, чем отличаются изображения сказочных образов животных от реалистических

[Курочкина, 113]

Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов.

Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

127

Май

1

Рассказы о ВОВ

«Первая колонна» С.Алексеев

Учить воспринимать произведение в единстве его содержательной, смысловой выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими

Рассказы о ВОВ

«Первая колонна» С.Алексеев

Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Закрепить зания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

125

2

«О том, как художник Г. Д. Павлишин придумал рисунки к нанайской сказке «Мэгрен и его друзья»»

 

Вызвать у детей удовольствие от декоративного оформления книги; развивать целенаправленность зрительного восприятия, умение видеть необычность манеры художника: контурность и силуэтность изображения, присутствие декоративных национальных орнаментов, яркость, нарядность, узорчатость оформления книги

[Курочкина, 86]

Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

Учить перессказывать текст в ситуации письменной речи; формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.

134

3

«Золотой луг» М.Пришвин

Довести до сознания детей авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, если внимательно вглядываться. Дать знания об одуванчике. Воспитывать интерес к поэтическому образу.

[Гурович, 68]

Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворение А. Барто, С. Михалкова .

Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто,  С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.

129

4

Диагностика

Литература:

1. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 190 с. – (Библиотека программы «Детство»)

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада / Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 128 с. – (Библиотека программы «Детство»)

3. Ковалёва Г. Н. Воспитывая маленького гражданина…: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с. – (Развитие и воспитание дошкольников)

4. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е издание, допол. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 288с.

 

 

 

 

7 января 2018 в 18:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.