Месяц |
№ недели |
Тема ООД
Подготовительная группа |
Программное содержание |
Литература |
Тема ООД
Старшая группа |
Программное содержание |
Литература
|
Сентябрь |
1
|
Диагностика
|
2 |
Сказка-повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» |
Способствовать формированию у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в литературном произведении |
|
Английская народная сказка «Три поросёнка» в обраб. С.Михалкова. Анализ фразеолоизмов, пословиц |
Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею, развивать образность речи, подводить к пониманию фразеологизмов. |
Стр.105. Ушакова |
3
|
Детские рассказы
Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша» |
Учить воспринимать произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
|
Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына» |
Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать своё отношение к персонажам. |
117 |
4
|
Чтение мифов и легенд Удмуртского народа |
Познакомить с мифами и легендами удмуртов, показать лексический колорит произведений |
«Мифы и легенды Удмуртского народа» |
Чтение мифов и легенд Удмуртского народа |
Познакомить с мифами и легендами удмуртов, показать лексический колорит произведений |
«Мифы и легенды Удмуртского народа» |
Октябрь |
1
|
Былина «Илья избавляет Царь - град от Идолища»
|
Обогащать представления о многообразии жанров литературы и их некоторых специфических признаках |
|
Русская народная сказка «Хвосты» |
Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями |
Стр. 106 Ушакова |
Октябрь |
2
|
Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» |
Довести до сознания детей замысел автора: нужно быть ответственным за свои поступки; умей сдерживать себя, чтобы потом не было стыдно. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков. Воспитывать умение анализировать поступки литературного героя и оценивать их, аргументируя свои суждения |
[Гурович, 41] |
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» |
Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольёшь) |
115 |
3
|
«Ай да коты!» |
Вызвать у детей интерес к творчеству художника В. А. Чижикова; обратить внимание на удивительное единство поэтических образов стихов, придуманных художником, и графического их выражения |
[Курочкина, 93] |
Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осенью» |
Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями. |
109 |
4
|
Стихи о социальной действительности.
«Повара» Б. Заходер
|
Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст |
|
Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц. |
Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок. |
122 |
|
1
|
«Лопшо Педунь смеётся» |
Познакомить с удм. произведением. Учить видеть смысл прочитанного |
«Лопшо Педунь смеётся» |
«Лопшо Педунь смеётся» |
Познакомить с удм. произведением. Учить видеть смысл прочитанного |
«Лопшо Педунь смеётся» |
2
|
«О том, как цвет в иллюстрации помогает узнать состояние природы» |
Подвести детей к пониманию такого средства выразительности книжной графики, как цвет, показать его особенности для передачи времени суток, года, изображения холодных или жарких стан; формировать умение соотносить рисунок с текстом, радоваться находкам художника |
[Курочкина, 97] |
Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик» |
Формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказки. |
108 |
3
|
«Волшебное слово» В.Осеева |
Способствовать сохранению единства непосредственного переживания и осмысления детьми литературного текста |
|
Норвежская народная сказка «Пирог» |
Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов («пирог» и «колобок»); замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. |
112 |
4
|
«Мир ликующих линий и красок. Мотивы народных росписей в рисунках Т.А. Мавриной» |
Познакомить детей с творческой манерой художницы, обратить внимание на декоративность, праздничность, жизнерадостность, оптимизм, свободное ощущение света, пространства и ритма, связь ее рисунков с народным русским творчеством; развивать навыки восприятия образного языка книжной графики, умение видеть общее в технике росписей народных мастеров и художницы |
[Курочкина, 79] |
Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам |
Сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм, учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц. |
111 |
5
|
Былина «Как Илья Муромец богатырем стал» |
Способствовать активному освоению детьми средствами лексической и интонационной выразительности; учить анализировать художественный текст |
|
Рассказ Н.Носова «На горке» |
Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию сюжета. |
123 |
Декабрь
|
1
|
Лирические стихи о природе «Первый снег» И.Бунин |
Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей; отметить красоту и образность литературного языка |
Интернет ресурсы |
Лирические стихи о природе «Первый снег» И.Бунин |
Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов детей; отметить красоту и образность литературного языка |
Интернет ресурсы |
2
|
Стихи о социальной действительности
«Какие бывают подарки» Э. Мошковская |
Расширять читательские интересы детей; развивать умение анализировать текст |
Интернет ресурсы |
Стихи о социальной действительности
«Какие бывают подарки» Э. Мошковская |
Расширять читательские интересы детей; развивать умение анализировать текст |
Интернет ресурсы |
3
|
Викторина «Знаем ли мы русские народные сказки» |
Закрепить знания о сказках, художниках-иллюстраторах сказок, умение отличать их творческую манеру; развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения |
[Курочкина, 165] |
Литературная викторина |
Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. |
116 |
4 |
Повторение пройденного. Отгадывание загадок. Каникулы |
янваварь |
1 |
Каникулы
|
2 |
«Как два художника иллюстрировали сказку «Волк и семеро козлят»»
|
Вызвать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, их оригинальности, способности по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним, используя для этого графические средства выразительности, оформляя книгу в целом; развивать умение сравнивать и сопоставлять образы и средства выразительности |
[Курочкина, 103] |
Сказка Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка». |
Учить чувствовать и понимать сходство различие в построении сюжетов, идеях двух сказок; помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. |
118 |
3 |
«Певучая контурная линия»
|
Вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка – контурной линии; показать возможности ее использования художником в зависимости от характера образа, жанра литературного произведения, творческой манеры художник |
[Курочкина, 74] |
Глава первая из сказки А. Милна «Винни – Пух и все-все-все» |
Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий; помогать придумывать новые эпизоды, названия. |
114 |
Февраль
|
1 |
«Когда весело, когда грустно» |
Обратить внимание детей на то, что художник использует цвет, чтобы передать настроение героя; продолжать развивать умение соотносить содержание текста с графическим его воплощением, литературный образ с изобразительным |
[Курочкина, 102] |
Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам |
Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы). |
119 |
2 |
«О рисунках Льва Токмакова к шотландским народным песенкам |
Вызвать у детей удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, выразительными рисунками, созданными Л. Токмаковым, которые передают национальные особенности Шотландии |
[Курочкина, 77] |
«О рисунках Льва Токмакова к шотландским народным песенкам |
Вызвать у детей удовольствие от встречи с шотландскими народными песенками, выразительными рисунками, созданными Л. Токмаковым, которые передают национальные особенности Шотландии |
[Курочкина, 77] |
3 |
Чтение рассказа А. Гайдара «Поход»
|
Учить воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
[Курочкина] |
Чтение рассказа А. Гайдара «Поход»
|
Учить воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
[Курочкина] |
4 |
Литературная викторина «Наши любимые книги» |
Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи. |
133 |
Литературная викторина «Наши любимые книги» |
Закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи. |
133 |
Март |
1 |
Веселые стихи.
«Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский
|
Вызвать стремление объяснить смысл произведения и выразить свое отношение к нему, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
Сборник стихов Э. Успенского |
Веселые стихи.
«Если был бы я девчонкой…» Э.Успенский
|
Вызвать стремление объяснить смысл произведения и выразить свое отношение к нему, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
Сборник стихов Э. Успенского |
2 |
«Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»)
|
Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил |
[Волчкова, 76] |
«Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», Л.Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»)
|
Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил |
[Волчкова, 76] |
3 |
Лирические стихи о природе
«Весна» А. Плещеев (отрывок) |
Учить выразительно читать поэтические произведения разного характера; развивать умение анализировать художественный текст; отметить с детьми красоту и образность литературного языка |
|
Стихотворение С. Есенина «Черёмуха» |
Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. |
131 |
4 |
«Путешествие в Литературию»
|
Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение |
[Ковалёва, 25] |
«Путешествие в Литературию»
|
Продолжать развивать способность чувствовать интонированный текст стихотворения; активизировать словарь детей; познакомить с новыми словами через их этимологический анализ; развивать память, внимание, воображение |
[Ковалёва, 25] |
Апрель |
1 |
«Рисунки к сказкам о волшебстве»
|
Дать представление о волшебной сказке, особенностях ее героев, чудесных превращениях, предметах, имеющих необыкновенные свойства (топор, который см рубит дрова, печка разговаривает, ковер-самолет, скатерть-самобранка и т.д.) |
[Курочкина, 113] |
Стихотворение С. Михалкова «Дядя Стёпа» |
Формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. |
124 |
2 |
Краткосрочный проект «История возникновения книги» |
Познакомить детей с историей возникновения первой книги; рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести до создания детей общие для всех народов и стран ценности; развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем; воспитывать основы культуры личности |
|
Краткосрочный проект «История возникновения книги» |
Познакомить детей с историей возникновения первой книги; рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести до создания детей общие для всех народов и стран ценности; развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем; воспитывать основы культуры личности |
|
3 |
4 |
«Рисунки к рассказам о животных»
|
Закрепить представления о том, что рассказ – это небольшое повествование о реальной жизни животных, их внешнем виде, повадках, о том где они живут, чем питаются; обратить внимание на то, чем отличаются изображения сказочных образов животных от реалистических |
[Курочкина, 113] |
Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. |
Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. |
127 |
Май |
1 |
Рассказы о ВОВ
«Первая колонна» С.Алексеев |
Учить воспринимать произведение в единстве его содержательной, смысловой выразительной сторон, проецировать события и образы героев на себя и взаимоотношения с окружающими |
Рассказы о ВОВ
«Первая колонна» С.Алексеев |
Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. |
Закрепить зания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. |
125 |
2 |
«О том, как художник Г. Д. Павлишин придумал рисунки к нанайской сказке «Мэгрен и его друзья»»
|
Вызвать у детей удовольствие от декоративного оформления книги; развивать целенаправленность зрительного восприятия, умение видеть необычность манеры художника: контурность и силуэтность изображения, присутствие декоративных национальных орнаментов, яркость, нарядность, узорчатость оформления книги |
[Курочкина, 86] |
Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» |
Учить перессказывать текст в ситуации письменной речи; формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. |
134 |
3 |
«Золотой луг» М.Пришвин |
Довести до сознания детей авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, если внимательно вглядываться. Дать знания об одуванчике. Воспитывать интерес к поэтическому образу. |
[Гурович, 68] |
Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворение А. Барто, С. Михалкова . |
Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. |
129 |
4 |
Диагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|