Семакина Ирина Владимировна - заместитель директора по УВР, воспитатель МОУ "Штанигуртская НШ".

Перспективное планирование: Познавательное развитие - экология

Образовательная область «Познавательное развитие»

(формирование первичных представлений о планете Земля и особенностях ее природы)

 

Месяц

№ недели

Тема ООД

Подготовительная группа

Цели деятельности педагога

Литература

Тема ООД

Старшая группа

Цели деятельности педагога

Литература

 

1

Диагностика

 

2

Посещение кафе «Дары осени»

Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

[1, 321]

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (помидор – яблоко; огурец – дыня)

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Развивать умение ребят сравнивать, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания)

[1,193]

3

«Муравьиная семья»

Расширить представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы; развивать умение наблюдать за объектом, делать выводы; воспитывать бережное отношение к насекомым.

[2, 36]

«Муравьиная семья»

Расширить представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы; развивать умение наблюдать за объектом, делать выводы; воспитывать бережное отношение к насекомым.

[2, 36]

4

«Путешествие колоска»

Познакомить со злаковыми культурами (рожь, пшеница); с современной технологией изготовления хлеба на заводах, выпекания хлеба на селе; развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен).

[1, 317]

Рассматривание злаковых растений (пшеница-овёс, ячмень-рожь)

Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают чёрный и белый хлеб; учить распознавать эти растения по характерным особенностям (пшеница – колос двурядный, тугой, с короткими волосинками, золотой , а овёс – колос с метёлкой, зёрнышки и волоски длинные, напоминают серёжки; ячмень – зёрнышки округлые…)

1,196

Октябрь

1

Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме»

 

Продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в жизни растений; познакомить детей с праздником Международный день музыки; закреплять знания внешнего вида растений, умение определять название растения по листьям, умение отгадывать загадки; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к прекрасному посредством слушания музыки.

[1, 323]

Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме»

 

 

Продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в жизни растений; познакомить детей с праздником Международный день музыки; закреплять знания внешнего вида растений, умение определять название растения по листьям, умение отгадывать загадки; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к прекрасному посредством слушания музыки.

[1, 323]

Октябрь

2

«Золотой клён»

 

Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года; учить давать полные ответы на поставленные вопросы, делится своими впечатлениями от увиденного; вызывать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

[2, 39]

«Золотой клён»

 

Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года; учить давать полные ответы на поставленные вопросы, делится своими впечатлениями от увиденного; вызывать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

[2, 39]

3

Беседа «Комнатные растения – спутники нашей жизни» (посадка комнатных растений)

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно – практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи.

[1, 395]

Рассматривание и сравнение комнатных растний (герань душистая – герань зональная; бегония-рекс – аспидистра)

Закрепить знания детей о комнатных растениях (название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия.

[1,203]

4

«Неживая природа. Каменная одежда земли»

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); учить экспериментировать, классифицировать по разным признакам камни, выявлять их свойства и особенности; развивать представления о самоценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

[3, 231]

«Неживая природа. Каменная одежда земли»

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); учить экспериментировать, классифицировать по разным признакам камни, выявлять их свойства и особенности; развивать представления о самоценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

[3, 231]

Ноябрь

1

«Ловкая ворона»

На основе наблюдений расширить представления о жизни птиц в условиях города; закрепить знания детей о вороне (внешний вид, особенности поведения, умение приспосабливаться к среде обитания); развивать наблюдательность, эмпатийное восприятие птиц.

[2, 43]

«Ловкая ворона»

На основе наблюдений расширить представления о жизни птиц в условиях города; закрепить знания детей о вороне (внешний вид, особенности поведения, умение приспосабливаться к среде обитания); развивать наблюдательность, эмпатийное восприятие птиц.

[2, 43]

2

«Путешествие в осенний лес»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление. Развитие творческого воображения. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

[1, 334]

Занятие № 5 «Беседа об осени»

Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных; закрепить знания о труде людей осенью, упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами; развивать навыки учебной деятельности.

[4,170]

3

Беседа «Для чего растениям нужны семена»

Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность.

[1, 337]

Рассматривание лисы и собаки

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы; выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются); развивать умение сравнивать объекты природы; систематизировать знания детей с помощью моделей.

[1,201]

Ноябрь

4

«Путешествие капельки»

Формировать представление о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде.

[1, 341]

Беседа «Кто живёт в реке и в озере»

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр.

[1,205]

5

«Знакомство с деревом – долгожителем»

Формировать представление об уникальности дерева, закрепить представление о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность, умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение, почитание дерева – долгожителя, желание ухаживать за ним.

[2, 51]

«Знакомство с деревом – долгожителем»

Формировать представление об уникальности дерева, закрепить представление о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность, умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение, почитание дерева – долгожителя, желание ухаживать за ним.

[2, 51]

Декабрь

1

«Экскурсия в зимний парк»

Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры»

«Экскурсия в зимний парк»

Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры»

2

«Клуб знатоков леса»

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей.

[1, 347]

«Знатоки природы»

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей.

[1, 214]

3

«Приключения Мамонтёнка»

Закреплять знания о четырёх классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных с опорой на модели; тренировать в синхронизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас.

[1, 350]

Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями (традесканция. узамбарская фиалка, аспарагус).

Познакомить детей с новым комнатным растением – аспарагусом. Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания. С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением )светолюбивые – теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модель формы листа аспарагуса (похож на ёлочку).

[1, 211]

4

«Деревья. Праздник елки»

Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях на примере ели, о новогоднем празднике; развивать любознательность; уточнить и расширить словарь по теме.

[3, 219]

Беседа о снеге

Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха; учить способам распознающего наблюдения; закрепить знания о свойствах твёрдых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков. Активизировать речь за счёт слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья».

[1,212]

Январь

1

Каникулы

 

2

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

[1, 354]

Беседа «Зимой в лесу»

Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник».

[1, 216]

Январь

3

«Север – царство льда и снега»

Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закреплять представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата, развивать умение устанавливать между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

[1, 359]

«Знакомство с животными жарких и холодных стран»

Расширять и углублять представления детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде, о слоне.

[1, 222]

Февраль

1

Беседа «Что такое огонь»

Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.

[1, 362]

Беседа «Что такое огонь»

Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.

[1, 362]

2

«Лес как экологическая система»

Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

[1, 370]

Беседа «Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание растением листьев на зиму). Закрепить представление детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода, земля.

[1, 218]

3

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

[1, 375]

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

[1, 375]

4

Беседа «Как животные приспособились к зиме»

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

[1, 379]

Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»

Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир.

[1, 231

Март

1

«Как поссорились март и февраль»

Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли; синички поют; в середине марта прилетаю грачи; в конце марта прилетают скворцы; у зайчихи родились зайчата, у медведицы – медвежата, у белки – бельчата. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям.

[1, 387]

Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные»

Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу  приспособления к окружающей среде (домашние – дикие, хищные – травоядные)

[1, 235]

Март

2

«Мать-и-мачеха»

Формировать у детей представление о первоцветах; познакомить детей с одним из первых первоцветов – мать-и-мачехой, уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботится о них.

[2, 100]

Черенкование комнатных растений

Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об уходе за ними. Сообщить детям, что с наступлением весны, растения начинают быстро расти.

[1, 237]

3

«Загадки природы»

 

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

[1, 400]

Рассказ педагога «Муравьи – санитары леса».

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представления

240

4

«Как снеговики весну искали»

Познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь животного мира; учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей природы.

[2, 110]

«Как снеговики весну искали»

Познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь животного мира; учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей природы.

[2, 110]

1

«Посадка цветочной рассады»

Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растений (от семени до бутона); формировать желание оказывать помощь взрослым в трудовой деятельности; закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за растениями.

[2, 105]

«Посадка цветочной рассады»

Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растений (от семени до бутона); формировать желание оказывать помощь взрослым в трудовой деятельности; закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за растениями.

[2, 105]

Апрель

2

«Весенняя экскурсия в лесопарк»

Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери). Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произростания растений и проживания животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях и появляющиеся на них листья. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах). Формировать навыки правильного поведения в природе.

[1, 411]

Комплексное занятие 2 «Доктора леса» (Путешествие в весенний лес)

Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилёт птиц.

[1, 247]

Апрель

3

«Почему земля кормит»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы посредством проведения опытно-экспериментальной работы; воспитывать познавательный интерес, развивать навыки исследовательской деятельности.

[1, 414]

Экологическая сказка «Ручеек»

 

Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

[1, 241]

4

Беседа «Кто такой человек»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Показать, что человек ближе всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

[1, 416]

Беседа «Кто такой человек»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Показать, что человек ближе всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

[1, 416]

1

«Зеленая аптека»

Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека.

[2, 124]

«Зеленая аптека»

Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека.

[2, 124]

Май

2

Беседа «Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам.

[1, 419]

Заключительная беседа о весне

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые – прилёт птиц.

[1, 252]

3

«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной»

Знакомить детей с представителями растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользой, приносимой людям; формировать бережное отношение к «зеленым друзьям»; давать полные ответы на заданые вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

[2, 119]

«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной»

Знакомить детей с представителями растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользой, приносимой людям; формировать бережное отношение к «зеленым друзьям»; давать полные ответы на заданые вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

[2, 119]

4

Диагностика

 

 

 

Литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [текст] – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 496 с., ил. – Прил.: 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

2. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 185 с. Соответствует ФГОС ДО

3.  

4. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 432 с 

7 января 2018 в 18:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.