Месяц |
№ недели |
Тема ООД
Подготовительная группа |
Цели деятельности педагога |
Литература |
Тема ООД
Старшая группа |
Цели деятельности педагога |
Литература |
|
1 |
Диагностика
|
2 |
Посещение кафе «Дары осени» |
Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов. |
[1, 321] |
Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (помидор – яблоко; огурец – дыня) |
Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Развивать умение ребят сравнивать, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания) |
[1,193] |
3 |
«Муравьиная семья» |
Расширить представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы; развивать умение наблюдать за объектом, делать выводы; воспитывать бережное отношение к насекомым. |
[2, 36] |
«Муравьиная семья» |
Расширить представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы; развивать умение наблюдать за объектом, делать выводы; воспитывать бережное отношение к насекомым. |
[2, 36] |
4 |
«Путешествие колоска» |
Познакомить со злаковыми культурами (рожь, пшеница); с современной технологией изготовления хлеба на заводах, выпекания хлеба на селе; развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен). |
[1, 317] |
Рассматривание злаковых растений (пшеница-овёс, ячмень-рожь) |
Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают чёрный и белый хлеб; учить распознавать эти растения по характерным особенностям (пшеница – колос двурядный, тугой, с короткими волосинками, золотой , а овёс – колос с метёлкой, зёрнышки и волоски длинные, напоминают серёжки; ячмень – зёрнышки округлые…) |
1,196 |
Октябрь |
1 |
Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме»
|
Продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в жизни растений; познакомить детей с праздником Международный день музыки; закреплять знания внешнего вида растений, умение определять название растения по листьям, умение отгадывать загадки; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к прекрасному посредством слушания музыки. |
[1, 323] |
Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме»
|
Продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в жизни растений; познакомить детей с праздником Международный день музыки; закреплять знания внешнего вида растений, умение определять название растения по листьям, умение отгадывать загадки; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать любовь к прекрасному посредством слушания музыки. |
[1, 323] |
Октябрь |
2 |
«Золотой клён»
|
Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года; учить давать полные ответы на поставленные вопросы, делится своими впечатлениями от увиденного; вызывать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. |
[2, 39] |
«Золотой клён»
|
Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных признаках клена в это время года; учить давать полные ответы на поставленные вопросы, делится своими впечатлениями от увиденного; вызывать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; воспитывать умение видеть красоту осеннего клена, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. |
[2, 39] |
3 |
Беседа «Комнатные растения – спутники нашей жизни» (посадка комнатных растений) |
Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно – практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи. |
[1, 395] |
Рассматривание и сравнение комнатных растний (герань душистая – герань зональная; бегония-рекс – аспидистра) |
Закрепить знания детей о комнатных растениях (название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя название частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия. |
[1,203] |
4 |
«Неживая природа. Каменная одежда земли» |
Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); учить экспериментировать, классифицировать по разным признакам камни, выявлять их свойства и особенности; развивать представления о самоценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. |
[3, 231] |
«Неживая природа. Каменная одежда земли» |
Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); учить экспериментировать, классифицировать по разным признакам камни, выявлять их свойства и особенности; развивать представления о самоценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. |
[3, 231] |
Ноябрь |
1 |
«Ловкая ворона» |
На основе наблюдений расширить представления о жизни птиц в условиях города; закрепить знания детей о вороне (внешний вид, особенности поведения, умение приспосабливаться к среде обитания); развивать наблюдательность, эмпатийное восприятие птиц. |
[2, 43] |
«Ловкая ворона» |
На основе наблюдений расширить представления о жизни птиц в условиях города; закрепить знания детей о вороне (внешний вид, особенности поведения, умение приспосабливаться к среде обитания); развивать наблюдательность, эмпатийное восприятие птиц. |
[2, 43] |
2 |
«Путешествие в осенний лес» |
Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление. Развитие творческого воображения. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
[1, 334] |
Занятие № 5 «Беседа об осени» |
Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных; закрепить знания о труде людей осенью, упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами; развивать навыки учебной деятельности. |
[4,170] |
3 |
Беседа «Для чего растениям нужны семена» |
Закрепить представление, что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Формировать представления о распространении семян растений. Развивать память, внимание, наблюдательность. |
[1, 337] |
Рассматривание лисы и собаки |
Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы; выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются); развивать умение сравнивать объекты природы; систематизировать знания детей с помощью моделей. |
[1,201] |
Ноябрь |
4 |
«Путешествие капельки» |
Формировать представление о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде. |
[1, 341] |
Беседа «Кто живёт в реке и в озере» |
Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр; развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. |
[1,205] |
5 |
«Знакомство с деревом – долгожителем» |
Формировать представление об уникальности дерева, закрепить представление о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность, умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение, почитание дерева – долгожителя, желание ухаживать за ним. |
[2, 51] |
«Знакомство с деревом – долгожителем» |
Формировать представление об уникальности дерева, закрепить представление о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность, умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение, почитание дерева – долгожителя, желание ухаживать за ним. |
[2, 51] |
Декабрь |
1 |
«Экскурсия в зимний парк» |
Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа. |
С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» |
«Экскурсия в зимний парк» |
Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа. |
С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры» |
2 |
«Клуб знатоков леса» |
Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей. |
[1, 347] |
«Знатоки природы» |
Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей. |
[1, 214] |
3 |
«Приключения Мамонтёнка» |
Закреплять знания о четырёх классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных с опорой на модели; тренировать в синхронизации понятий по заданному признаку; обогащать словарный запас. |
[1, 350] |
Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями (традесканция. узамбарская фиалка, аспарагус). |
Познакомить детей с новым комнатным растением – аспарагусом. Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания. С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением )светолюбивые – теневыносливые). Предложить детям самостоятельно придумать модель формы листа аспарагуса (похож на ёлочку). |
[1, 211] |
4 |
«Деревья. Праздник елки» |
Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях на примере ели, о новогоднем празднике; развивать любознательность; уточнить и расширить словарь по теме. |
[3, 219] |
Беседа о снеге |
Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха; учить способам распознающего наблюдения; закрепить знания о свойствах твёрдых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков. Активизировать речь за счёт слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». |
[1,212] |
Январь |
1 |
Каникулы
|
2 |
«Как живут наши пернатые друзья зимой» |
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. |
[1, 354] |
Беседа «Зимой в лесу» |
Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Активизировать словарь: «нора», «дупло», «хищник». |
[1, 216] |
Январь |
3 |
«Север – царство льда и снега» |
Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закреплять представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата, развивать умение устанавливать между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь. |
[1, 359] |
«Знакомство с животными жарких и холодных стран» |
Расширять и углублять представления детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде, о слоне. |
[1, 222] |
Февраль |
1 |
Беседа «Что такое огонь» |
Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас. |
[1, 362] |
Беседа «Что такое огонь» |
Познакомить с огнём как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле. Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть). Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас. |
[1, 362] |
2 |
«Лес как экологическая система» |
Сформировать понятие «этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». |
[1, 370] |
Беседа «Растение как живое существо» |
Сформировать у детей представление о приспособлении растений: к среде обитания (кактус, кувшинка), к сезону (сбрасывание растением листьев на зиму). Закрепить представление детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода, земля. |
[1, 218] |
3 |
«Пищевые цепочки в лесу» |
Закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе. |
[1, 375] |
«Пищевые цепочки в лесу» |
Закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы на уровне частных и обобщённых понятий; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе. |
[1, 375] |
4 |
Беседа «Как животные приспособились к зиме» |
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой. |
[1, 379] |
Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой» |
Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир. |
[1, 231 |
Март |
1 |
«Как поссорились март и февраль» |
Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли; синички поют; в середине марта прилетаю грачи; в конце марта прилетают скворцы; у зайчихи родились зайчата, у медведицы – медвежата, у белки – бельчата. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям. |
[1, 387] |
Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные» |
Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние – дикие, хищные – травоядные) |
[1, 235] |
Март |
2 |
«Мать-и-мачеха» |
Формировать у детей представление о первоцветах; познакомить детей с одним из первых первоцветов – мать-и-мачехой, уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботится о них. |
[2, 100] |
Черенкование комнатных растений |
Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об уходе за ними. Сообщить детям, что с наступлением весны, растения начинают быстро расти. |
[1, 237] |
3 |
«Загадки природы»
|
Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня). Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах. |
[1, 400] |
Рассказ педагога «Муравьи – санитары леса». |
Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представления |
240 |
4 |
«Как снеговики весну искали» |
Познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь животного мира; учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей природы. |
[2, 110] |
«Как снеговики весну искали» |
Познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь животного мира; учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей природы. |
[2, 110] |
1 |
«Посадка цветочной рассады» |
Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растений (от семени до бутона); формировать желание оказывать помощь взрослым в трудовой деятельности; закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за растениями. |
[2, 105] |
«Посадка цветочной рассады» |
Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растений (от семени до бутона); формировать желание оказывать помощь взрослым в трудовой деятельности; закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за растениями. |
[2, 105] |
Апрель |
2 |
«Весенняя экскурсия в лесопарк» |
Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери). Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произростания растений и проживания животных. Понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотреть цветение раннецветущих растений, набухание почек на деревьях и появляющиеся на них листья. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах). Формировать навыки правильного поведения в природе. |
[1, 411] |
Комплексное занятие 2 «Доктора леса» (Путешествие в весенний лес) |
Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые, прилёт птиц. |
[1, 247] |
Апрель |
3 |
«Почему земля кормит» |
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы посредством проведения опытно-экспериментальной работы; воспитывать познавательный интерес, развивать навыки исследовательской деятельности. |
[1, 414] |
Экологическая сказка «Ручеек»
|
Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе. |
[1, 241] |
4 |
Беседа «Кто такой человек» |
Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Показать, что человек ближе всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. |
[1, 416] |
Беседа «Кто такой человек» |
Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Показать, что человек ближе всего относится к группе зверей. Рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. |
[1, 416] |
1 |
«Зеленая аптека» |
Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. |
[2, 124] |
«Зеленая аптека» |
Познакомить детей с основными лекарственными растениями. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям и их роли в жизни человека. |
[2, 124] |
Май |
2 |
Беседа «Весенние заботы птиц» |
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам. |
[1, 419] |
Заключительная беседа о весне |
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые – прилёт птиц. |
[1, 252] |
3 |
«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» |
Знакомить детей с представителями растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользой, приносимой людям; формировать бережное отношение к «зеленым друзьям»; давать полные ответы на заданые вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
[2, 119] |
«Одуванчик золотой – солнышка сынок родной» |
Знакомить детей с представителями растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользой, приносимой людям; формировать бережное отношение к «зеленым друзьям»; давать полные ответы на заданые вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. |
[2, 119] |
4 |
Диагностика
|