|
Развитие речи в подготовительной группе
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для детей подготовительной группы
по разделу «Развитие речи»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического материала: В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи» и Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Л. Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте».
Рабочая программа рассчитана на 37 непосредственно образовательных деятельностей (1 образовательный компонент в неделю, длительность 1 НОД- 30 мин.
Используемые методические приемы:
• сочетание практической и игровой деятельности;
• решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций.
Программой предусмотрено проведение:
-практической деятельности в тесной взаимосвязи по всем разделам (ИЗО, конструирование, лепка, режимные моменты) ;
-наблюдений (во время прогулок и в свободное от занятий время) .
Рабочая программа имеет цель: построение системы работы воспитателя по развитию связной описательной, диалогической, монологической речи и расширение словарного запаса детей.
В свою очередь это способствует решению следующих задач:
По развитию свободного общения со взрослыми и детьми, активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:
-задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы; высказывать предположения, давать советы;
-активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания; адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;
-рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;
использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения;
-составлять словесный автопортрет и портреты знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества;
свободно и адекватно использовать в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, города (села, объекты природы, профессии и социальные явления;
-составлять творческие рассказы, сказки, загадки (с использованием описаний и повествований) ;
-употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета; осуществлять звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой; развивать объяснительную речь (объяснять сверстникам и младшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости ЗОЖ) ;
-использовать в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние людей, животных и др. ;
-оценивать свое поведение, поведение других людей с позиций нравственных норм и выражать оценку в речи, используя адекватные речевые средства, в т. ч. названия нравственных качеств человека:
способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве) ;
-развивать умение адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия;
-развивать способность планировать игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексеева М. М. «Речевое развитие дошкольника».- М. : «Издательство Академия», 1998г.
2. Волчкова, В. Н. Степанова Н В. «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Речевое развитие» Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей, подготовительной групп».
4. Тимофеева строение развивающих занятий со старшими дошкольниками. – М. :, 2006г.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева: Изд. «Просвещение», 1985.
п/п |
Тема |
Содержание НОД |
Литература |
Сентябрь
1 неделя |
Диагностика |
|
|
2 неделя |
Диагностика |
|
|
3 неделя |
Пересказ сказки «Лиса и козёл» |
Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, учить отчётливо и внятно произносить скороговорку с различной скоростью голоса (громко, умеренно, тихо, шёпотом). Развивать описательную речь. Воспитывать интерес к сказкам. Козел, лиса, рыжая, красивая. Физ. минутка «Телефон» |
(4, с. 120) |
4 неделя |
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» |
Учить детей составлять связный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета, модель – схему, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым, с помощью наводящих вопросов Активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам : «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, подбирать точно слова для обозначения явления; Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков С и Ш: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости. Развивать речевой аппарат. Воспитывать любознательность. |
|
Октябрь
1 неделя |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» |
Продолжать развивать у детей умение складывать в единое целое части рассказа самостоятельно Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе. Воспитывать уважительное отношение к взрослым. |
(4, с. 124) |
2 неделя |
Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду» |
Упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет. Упражнять в образовании формы родительного падежа; упражнять в словообразовании. Упражнять в дифференциации звуков «ц» и «ч», отрабатывать отчётливую дикцию. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность. Физ. минутка «Пальчики» |
(4, с. 127) |
3 неделя |
Беседа о климате нашего региона |
Продолжать развивать у детей умение складывать в единое целое части рассказа самостоятельно. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков |
|
4 неделя |
Рассказывание на заданную тему |
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему, используя модель – схему. Закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», научить детей дифференцировать эти звуки на слух, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Развивать творчество. Воспитывать трудолюбие. Физ. минутка
«Олени»
Международный день анимации (мультфильмов)
Приобщение к искусству анимации. Формирование первичных ценностных представлений (на содержании лучших образцов анимационного кино. |
(4, с. 128) |
5 неделя |
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». Рассказывание на тему из личного опыта |
Учить детей передавать текст последовательно и точно, используя модель – схему. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
Развивать умение подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; Учить заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить двустишье с разной силой голоса. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать отзывчивость. Физ. минутка «Солнечные зайчики» Разучивание скороговорок |
(4, с. 122) |
Ноябрь
1 неделя |
Придумывание сказки на тему «Как ёжик выручил зайца» |
Учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, оценивать рассказы друг другу, подбирать однокоренные слова. учить подбирать синонимы, учить подбирать антонимы, регулировать силу голоса. Развивать самостоятельность. Воспитывать интерес к худ. литературе. П/И «отгадай чей голосок» Беседа о времени года в «Зима» |
(4, с. 129) |
2 неделя |
Придумывание сказки «День рождения зайца» |
Продолжать учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану. Использовать описание. Диалог. При оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. Упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в отчётливом произношении потешек, темпе речи с силы голоса. Развивать познавательную сферу. Воспитывать уважение. П/И «Мы пожарники» |
(4, с. 131) |
3 неделя |
Сравнение и описание предметов |
Продолжать учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы.
Учить сравнивать предметы. Выделять существительные признаки, подбирать синонимы к прилагательным, оценивать предложения по смыслу. Развивать речь. Воспитывать любознательность. Д/И «Домашние и дикие животные» Просмотр иллюстраций. |
(4, с. 132) |
4 неделя |
Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» |
Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность самостоятельно. Упражнять в словообразовании, в изменении силы голоса. Развивать самостоятельность. Воспитывать отзывчивость. Лисята, рыжая, теплая. Физ. миинутка «раз, два три, четыре, пять… » Стихи о медведях. |
(4, с. 134) |
Декабрь
1 неделя |
Пересказ рассказа Е. пермяка «Первая рыбка» |
Продолжать учить детей пересказывать литературный текст самостоятельно. Обратить внимание детей на то, как меняется сила слова от употребления разных суффиксов. Упражнять в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу. Развивать описательную речь. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать самостоятельность. П\И «Заморожу»
День матери
Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. |
(4, с. 135) |
2 неделя |
Рассказывание по картине «Вот так покатался! » |
Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки. Упражнять детей в правильном произношении звуков «с», «сь», «з», «зь», дифференцировании их на слух. Развивать умение описывать по схеме. Воспитывать творчество. Физ. минутка «Лошадки» |
(4, с. 136) |
3 неделя |
Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» |
Продолжать учить детей рассказывать связно, полно с самостоятельно, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Закреплять правильное произношение звуков «в». «ф», уметь дифференцировать эти звуки на слух и в произношении. Развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать трудолюбие. Щенок, глупый, черный, рыжий. П/И «Третий лишний» |
(4, с. 137) |
4 неделя |
Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки». |
Продолжать учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений – путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувство ритма и рифмы при составлении шуток – чистоговорок; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Логическая игра «Продолжи ряд» П/И «зайке холодно… » |
(4, с. 138) |
Январь
1 неделя |
Пересказ сказки «У страха глаза велики» |
Продолжать учить детей пересказывать текст сказки связно последовательно, без пропусков и повторений самостоятельно, объяснять значения слов, упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, в подборе синонимов, учить замечать смысловые несоответствия. Развивать внимательность. Воспитывать отзывчивость.
Новый год
Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др., как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.) . Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки., |
(4, с. 139) |
2 неделя |
Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял» |
Учить детей развивать сюжет. Предложенный воспитателем. Активизировать в речи детей сюжеты и союзные слова. Упражнять в употреблении слова «варежки» в разных падежах. Упражнять в дифференциации звуков «ш», «ж», в использовании интонаций. Развивать память. Воспитывать доброжелательность. Варежки, зачем, почему, когда. П/И «Собачки» Слад- беседа о животных нашего леса |
(4, с. 141) |
3 неделя |
Рассказывание из серии сюжетные картин. |
Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ, давать шуточные названия. Учить заканчивать предложение, начатая воспитателем. Развивать чувство ритма и рифмы. Воспитывать ответственность. Солнечный, осенний, лето. П/И «Кап-кап-кап» Придумывание истории нашего города
Русский народный праздник «Рождество»
Формировать представление детей о празднике, народных традициях |
(4, с. 144) |
Февраль
1 неделя |
Творческое рассказывание. «Сочиняем сказку про Деда Мороза». |
Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина. конец) Развивать речь. Воспитывать самостоятельность. Физ. минутка «Совы» Составление рассказа о зиме |
(3, с. 39) |
2 неделя |
Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играли зимой на участке». |
Активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снежный; зима, зимовье. Зимовать и т. д.). Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами. Развивать умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное. Воспитывать самостоятельность. Снежная, подснежники, снег, зимушка. Физ. минутка «Мяч паре» Профессии нашего города |
(4, с. 145) |
3 неделя |
Описание предложенных картинок. Уточнение обобщающих понятий |
Продолжать учить составлять коллективный описательный рассказ по предложенным картинкам самостоятельно. Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме. Цвету. Активизировать глаголы, выражающие разные состояния; логично составлять вопросы, находить предметы по выделенным признакам. Развивать речевое дыхание. Воспитывать любовь к природе. Куклы, пирамидки, рыжик, Черныш. Физ. минутка «Желтый цыпленок» Беседа о магазинах города |
(4, с. 146) |
4 неделя |
Рассказывание по сюжетным картинкам |
Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине самостоятельно, различать звуки на слух. Упражнять в употреблении названий детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа. Закрепить правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и образах речи. Развивать логическую речь. Воспитывать интерес к рассказу. Логическая игра «Продолжи ряд» |
(4, с. 147) |
Март
1 неделя |
Рассказывание по серии сюжетных картин |
Продолжать учить детей коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картин, учить произносить скороговорки. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л»,. Развивать внимание и память. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам. П/И «Догони если сможешь» Лечебные травы на Ямале
Русский народный праздник «Масленица»
Дать представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве. |
(4, с. 149) |
2 неделя |
Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 марта» рассказывание на тему из личного опыта |
Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображённому на картине. Активизировать употребление названий профессий и действий. Учить различать на слух и в произношении звуки «д» и «дь». Развивать интерес к празднику 8 Марта. Воспитывать усидчивость. Подарки, мама, бабушка, сестра. Физ. минутка «Волшебник» |
(4, с. 149) |
3 неделя |
Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Рассказывание на тему из личного опыта. |
Учить детей пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от первого лица. Переводя прямую речь в косвенную.
Познакомить со значением слова «игла». Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.
Развивать описательную речь. Воспитывать самостоятельность. Еж, иголки, игла. П/И «Сова» П/И «Сова» |
(4, с. 150) |
4 неделя |
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа
по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» |
Продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры; развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; развивать речевую деятельность, воспитывать любовь к театрализации. Белка, скачет, грустит, радостный. Физ. минутка «Птички» Рассматривание иллюстраций с изображением наших птиц |
(3, с. 81) |
Апрель
1 неделя |
Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей». |
Продолжать учить самостоятельно пересказывать произведение, выражать свое отношение к прочитанному, развивать речевую деятельность. Воспитывать сочувствие к птицам Весенний, веснушки, веснянка. Физ. минутка «Угадай чей голосок? » Наблюдение за воробьем
Русский народный праздник «Масленица»
Дать представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве. |
(3, с. 88) |
2 неделя |
Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
Продолжать учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики»; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (пословица) ; учить пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам; развивать речь и воображение; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. «У страха глаза велики». П\И «Коршун и цыплята» Загадывание загадок о животных |
(4 стр151) |
3 неделя |
Рассматривание пейзажной картины |
Продолжать учить формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроения, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом, придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая чувство радости и огорчения. Развивать связную речь. Воспитывать любовь к природе. Весна, травка, цветет, пахнет. Физ. минутка «Волшебник» |
(4, с. 155) |
4 неделя |
Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками» |
Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ – описание.
Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «Р» И «РЬ». Подбирать слова с «Р» И «РЬ», закреплять представление о «длинном» и «коротком » слове, делении слов на слоги, ударении. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к искусству. Физ. минутка «Угадай чей голосок? » |
(4, с. 157) |
Май
1 неделя |
Составление описательного рассказа «Утро в деревне». |
Продолжать учить составлять повествовательный рассказ, придумывая предшествующие и последующие события; развивать творческое воображение, память; уточнить знания о домашних животных; воспитывать любовь к животным. Еж, белка, дикие животные. П/И «Третий лишний» Просмотр фильма о достоприме-чательностях города |
(3, с. 107) |
2 неделя |
Рассказывание на самостоятельно выбранную тему. |
Учить придумывать скузку на самотоятельно выбранную тему. Учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных. Развивать любознательность. Воспитывать интонационную выразительность речи. Храбрый, отважный, трусливый, пугливый. Физ. минутка «Кораблики» Животные нашего края |
(4, с. 162) |
3 неделя |
Диагностика |
|
|
4 неделя |
Диагкностика |
|
|
7 января 2018 в 18:40
|